Философские теории XVI века

В развитии социальной, политико — правовой теории XVI века. становится переломным. Рушилось безраздельное господство богословия и схоластики. Уже Макиавелли, Томас Мор, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, тираноборцы, Томмазо Кампанелла, а потом Жан Боден, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Гуго Гроций, Жан-Жак Руссо, Иоганн Фихте, Георг Гегель начали рассматривать государство как естественное общественное явление, выводили ее естественные законы как творения разума и опыта, а не из теологии. Английский мыслитель Томас Мор, подвергая острой сокрушительной критике тогдашнюю государство, указывает, что основной причиной всех ее пороков и бедствий является частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, святость и изнурительный труд, роскошь и нищета. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые подвергаются ежедневной наказанию, но не прекращению. Разоблачения кровавого законодательства неразрывно связано с осуждением строя, основанного на частной собственности; общество «создает воров и одновременно наказывает их». Взгляд на собственность как основу общества, определяющую его структуру, психологию, нравы, учреждения, законы, позволил Томасу Мору сделать ряд проницательных выводов о сущности государства и права.

В XVI ст. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация — массовое движение против католической церкви, объединил всю феодальную Западную Европу в одно огромное целое и окружила феодальный строй ореолом святости. Один из реформаторов Мартин Лютер, опираясь на Святое Писаніє, доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на «достоверном слове божьем», «истинном Евангелие». Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды, делать взносы церкви Мартин Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла, утверждал, что «человек оправдывается одной верой». То, что касается религии, — дело совести христианина; источник веры — Священное Писаніє, «чистое слово божье». Под влиянием своеобразных условий Реформации в Германии сложилось и отношение Мартина Лютера к государству. Основным положением лютеранства стала независимость светской власти от папства, мирскую жизнь рассматривалось как неотъемлемая естественная доля обновленной христианской религии. Человек свободно ищет истину, веря внутренней религиозности; силой заставить верить невозможно. И светская власть должна регулировать отношения между людьми, карать злых и охранять покорных. Духовенство не является каким-то особым, независимым от светской власти.

Бюргерська реформация в Германии, как и до того в Англии, Чехии, послужила сигналом к всеобщему движению крестьянства и городских низов. В 1524 году началось всеобщее восстание крестьян Южной и Средней Германии против церковных и светских феодалов. Возглавил восстание Томас Мюнцер, который Реформацию и крестьянское движение объяснял как выступление против основных догматов католицизма и вообще против христианства. В политической доктрине ставилось требование установления верховенства народа. Распространение лютеранства и его борьба против католицизма стала идейной предпосылкой возникновения более радикальных религиозно-политических течений Реформации. Тогда такой течению стал кальвинизм. Одной из центральных идей Жана Кальвина стала идея абсолютно предопределенной судьбе каждого человека. Учение Кальвина призывало верующих к активной деятельности, потому что если человек обречен на неудачу, то ему ничто не даст улучшения, или отвлечь определено. Никто не может заранее знать, «избран» он или нет, однако успех в делах может быть истолковано как возможность выдвижения. В XVI — XVII вв. кальвинизм широко распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Италии и североамериканских колониях. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви, которая потеряла влияние в Германии, Швейцарии, Англии, Шотландии, Нидерландах, Скандинавии и др.

В трудах философов и мыслителей XVI века. выдвигались идеи, что находили развитие в социальных, политико — правовых теориях; такое мнение основывается необходимость частной собственности и договорных отношений, формальное равенство и безопасность личности, свобода промыслов и торговли, независимость государства от церковной власти. В процессе критики теологии учение о государство и право обосновывалось как общественное явление, сила изображалась как основа права, а политика, социальные действия — как общественные действия. Лицо, освобожденная от феодальных оков, обладает рядом естественных прав и свобод. И тогда речь шла еще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения: опираясь на многовековую традицию церковь и религия, когда-то созданные людьми, превратились в враждебную им силу, противостоящую народу. Стремление преодолеть отчуждение религии и церкви и породило Реформацию. Утопический социализм, возникший в XVI веке. (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.), отображал требование равенства бедноты, противопоставляя равенство богатых. Уже первые теоретики раннего социализма — Мор, Кампанелла и др. — внесли существенный вклад в развитие учения о государстве и праве, основанных на разуме и опыте, а не на теологии. Идеи производства и распределения на основе общественной собственности породжувались стремлением достичь социального равенства и свободы людей, их материальной обеспеченности. И в условиях низкого уровня производства равенство становилась уравниловкой, которая ограничивает потребности членов общества. Необходимость государственного или общественного руководства экономикой, не знающей товарно-денежных отношений, порождала мысль о детализацию законодательной регламентации отношений производства и потребностей, быта и образования.

Предложения интернет-магазинов