Формы чувственного познания

Познание — вид духовной деятельности человека, направленной на субъективное воссоздание мира вещей, предметов, состояний, процессов, явлений и тому подобное; на их систематизацию и хранение. Познания, а впоследствии и адаптация человека к окружающей среде начинается с помощью органов чувств. Предметы и явления, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения. Ощущение — это чувственный образ каких-то свойств предметов и явлений, возникающее у человека в результате воздействия их на один из органов чувств. Во взаимодействии органов чувств и окружающего мира оказывается обще биологическое свойство, характерная для всей живой материи, — чувствительность. Именно с помощью органов чувств (рецепторов) организм устанавливает взаимосвязь с окружающей действительностью.

Ощущения человека являются разнообразными и определяются тем, какие органы чувств принимают участие в их образовании. Свойства и характеристики вещественного мира — шероховатость или гладкость предмета отражаются с помощью прикосновения. Цветовую палитру явлений человек воспринимает зрением, гамму запахов природы — с помощью обоняния, симфонию звуков — с помощью слуха, сладость, горечь и тому подобное — благодаря вкусу. Ощущения дают человеку не только первичную информацию об окружающей среде, выступают для нее неотъемлемым источником для создания и полноценного функционирования других чувственных образов: восприятий и представлений.

Восприятием (перцепцией) называется чувственный образ предмета или явления в целостной определенности. Любое восприятие охватывает множество разнообразных ощущений, однако не является некой арифметической суммой, полученной от других органов чувств. И действительно, взяв в руки мобильный телефон, человеку кажется, на первый взгляд, что «мобилка» и есть некий набор характеристик. Это плоский, гладкий предмет, светится, имеет своеобразную форму, цвет, размер и издает определенные звуки. Однако такие же свойства и характеристики могут

быть присущи и другим предметам вещественного мира, тогда их почему-то не называют по телефону. Следовательно, восприятие не состоит только из элементарных ощущений, а именно является ощущением, которому присуща гораздо более сложная структура. Человек же не воспринимает, например, сначала цифры, а потом телефон, сначала слышим ноты, а затем мелодию. Ведь люди воспринимают именно целостность телефона или мелодии. Более того, органы чувств, имея колоссальный банк отображения данных, не используются полностью восприятием. Если внимательно рассмотреть условия восприятия, то должны непременно признать, что всегда воспринимаем только то, что попадает в поле интереса человека. Можно легко убедиться на примерах элементарного восприятия предметов реальной действительности. Именно смысл восприятия тесно взаимодействует с определенным действием человека. Воспринять телефон — это значит использовать возможность с его помощью поговорить с определенным абонентом; воспринять включен персональный компьютер — это означает приготовиться к началу или к завершению какой-либо неотложной программы; воспринять телескоп — это значит приготовиться посмотреть в бесконечный звездный мир Галактики.

Восприятие у человека включает осознание предмета с учетом его предыдущего опыта. А если человек признал, что восприятие выступает неким началом для познания окружающей действительности, то должны признать и то, что познание одновременно является инструментарием воздействия человека на определенные действия. Наиболее характерными и важными особенностями восприятия являются: наглядность, целостность, структурность, константність (имеется в виду относительное постоянство), сознание и другие черты. На основе восприятия формируются представления. Представление — обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, которые воздействовали на органы чувств человека где-то в прошлом, но не переживаются непосредственно в данный момент. Представление — своеобразная упоминание о прежнее восприятие, в основе которого лежит предварительный индивидуальный чувственный опыт человека. Исходя из такого положения, можно констатировать тот очевидный факт, что человек, который никогда не видела конкретного предмета, естественно, никогда не сможет представить в своеобразной совокупности свойств и уникальной, только ему присущей структуре.

Представление является высшей формой психической деятельности человека, чем ощущения и восприятия. У них выявляются элементы обобщения предметов и явлений, которые воспринимались не только одновременно, но и в разных пространственно-временных координатах. И хотя в представлении отслеживаются элементы обобщения, однако все-таки они есть образы, которые не раскрывают внутренние (имманентные) характеристики, взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений. Как бы не пытались, например, представить бесконечность, она всегда будет образно конкретной конечностью. Как бы не пытались, например, представить «точку» в космическом пространстве и даже все «точки над и», она всегда будет образно конкретной.

Следовательно, представление всегда даются в виде своеобразной образной картинки, чувственно-наглядного образа, в котором обобщение и абстрагирование не задевает, а вернее, не отражает суть сторон и связей мира предметов и явлений. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предметов, но, однако в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и с одновременным отбрасыванием несущественных, второстепенных, нехарактерных для данного явления свойств. Обзор форм чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) дает возможность определить характерные черты, присущие этим формам познания и преобразования действительности: непосредственность, то есть неотделимость субъекта, который познает, от предмета познания; наглядность, или образность; конкретность, то есть единичность; субъективность, то есть суть достояние одного субъекта, индивидуальные антропологические особенности восприятия и психики, и в частности его прошлого личного опыта; пассивность отражения действительности, то есть индивидуум получает чувственную информацию независимо от своих желаний, потому что является генетическим наследием; необязательность связи форм чувственного познания с языком и речью.

Какой бы значительной не была роль форм чувственного познания (ведь они являются первичной, исходной позицией в познании), однако задача познания заключается в том, чтобы выявить общее, необходимое, существенное в мире предметов и явлений. Эта цель достигается на втором, более высоком уровне познания — на уровне мышления. Этот уровень называется также рациональным познанием (от лат. ratio — разум). Мышление возникает на основании данных чувственного познания, без которых рассуждения человека остается лишенным какого-либо содержательного смысла. Если внимательно проанализировать переход от чувственного познания к рациональному познанию, то заметим, что чувственные данные фиксируются в словах и словосочетаниях. Именно в такой момент длится трансформация чувственных данных, то есть их преобразование, которое можно назвать осознанием данных человеком. Получив определенный чувственный образ, человек сообщает в словесной форме подобным к себе: «магнит», или «трансформатор», или «красивый закат», тем самым человек осознает свое восприятие, а это означает, что человек подводит конкретный предмет или явление воспринимаются ею, под общее знание о все подобные предметы и явления определенного класса. Итак, чувственные формы познания как бы делегируют материал для мышления, которое активно перерабатывает полученный материал и трансформирует его в опыт человеческой деятельности.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно отражает действительность в мышлении. Мышление является осуществляемый в процессе практики целенаправленный, осознанный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В таком процессе человек на основе чувственных данных раскрывает закономерные связи, которые фиксирует в формах: понятие, суждение, вывод, теория. Следует отметить, что понятие, мысль, вывод, теория есть особыми, необходимыми речевыми формами отражения человеческих знаний. Это объясняется тем, что именно с помощью языковых выражений, которые являются материальной оболочкой мысли, человек объективирует свою мысль. Однако главное в таком процессе заключается в том, что человек может с помощью языковых форм зафиксировать, сохранить и передать свои мысли другим людям для возможности взаимного понимания друг друга в обществе. Поэтому с необходимостью признается, что язык является основным средством формирования мыслей, средством их выражения и передачи.

Язык может быть естественным (обычная, разговорная речь) или искусственной (специфический язык символов в математике, физике или химии, язык нот, язык символической логики и тому подобное). Здесь следует особо выделить, что мышление и язык есть не чисто природными свойствами человека, а сложившейся на протяжении длительного исторического развития функцией предметно-практической деятельности социального субъекта, общества в процессе духовной деятельности и общения, идеальной их форме, тогда как чувственные образы постоянно несут на себе отпечаток субъективности по своим смыслом и существованием, мнения, будучи материализованными в словах, теряют эту субъективность по содержанию. Так, мнение некоего Петренко, в большой степени, более принадлежат социуму, чем ему самому, потому что он впитал культуру среды, в которой длилось всю его жизнь и деятельность до современности. Если же Петренко употребил слово, например, минерал, то понятно, что речь идет о представителя определенного класса природных неорганических химических веществ, входящих в состав земной коры. Это знание не отягощено никакими подробностями и частковостями субъективного чувственного образа минерала.

Характерной особенностью мышления является и то, что мышление является познанием мира в абстракциях. Абстрагирование — это процесс избавления от случайного, несущественного, второстепенного и одновременное выделение необходимого, атрибутивного, общего, существенного. Общая идея аудитории — абстрактная идея, ведь действительно всегда видим ту или иную конкретную аудиторию: определенного размера, с характерной материально-пространственной организацией и уникальным интерьером. Абстрактная идея при пускает только общие характерные особенности подобных социально-пространственных структур и организаций, предназначенных для реализации определенных функций. Получая из чувственного опыта знания о предметах и явлениях окружающей среды, обнаруживаем, что в одних свойствам предметы и явления являются сходными и даже тождественными, тогда как в других различаются, а порой и вообще выступают абсолютно противоположными. Часто не замечаем, как невольно сравниваем предметы и объединяем их в классы на основании каких-то определенных свойств, которые представляются существенными для практической деятельности или для развития какой-либо теории. Различают абстракцию — просто как обычную (тривиальную) идею и суть — идею, которой присуща реальность. Понятие наднациональное суть, или справедливость, есть идеал, что реально существует в душе каждого без исключения человека. Абстрактное — это нечто изолированное и такое, что рассматривается как определенная целостность. Абстракции — сокращение, своеобразные информационные уплотнения, в которых охватываем, согласно их общим признакам, множество самых разнообразных чувственно воспринимаемых вещей, что окружают и которые попадают в формат потребностей и интересов людей.

В результате абстрагирования отдельных свойств предметов и явлений образуются понятия, т. е. общие знания о некоторые классы однородных предметов и явлений. Опыт абстрагирования дает возможность сделать вывод, что мышление имеет обобщенный характер отражения действительности. Это означает, что на рациональном уровне познания всякое отдельное познание может осуществляться только исключительно на основе общего, то есть уже выделенных существенных сторон конкретного класса предметов и явлений. Можно сказать что-нибудь о конкретной гидроэлектростанцию только на основании знания о общие характерные признаки всех видов электростанций и вообще всех гидроэлектростанций в частности. Характерной особенностью мышления является также и то, что мышление — опосредованное познание. Это означает, что человек с помощью мышления получает возможность познавать то, что невозможно непосредственно воспринимать. Более того, человек может познавать и то, что никогда не попадал в непосредственное поле ее индивидуального восприятия. Львиную долю информации о мире вещей и явлений человек получает из банка данных и знаний с помощью выводов. Известно, что, во-первых, круг не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках; во-вторых, эллипс не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках; в-третьих, парабола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках, а гипербола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках; в-четвертых, круг, эллипс, парабола и гипербола являются разными видами конических сечений. Сопоставляя эти знания, можем прийти к выводу, что конические сечения не могут пересекаться прямой линией более чем в двух точках. Или другой пример. Если знаем, что данное вещество — натрий и что спектр его раскаленной паров дает яркую желтую линию, то, наблюдая за спектром каленой пары неизвестного вещества, спектр которой не дает яркой желтой линии, приходим к выводу, что исследуемое вещество не является натрием.

Процесс познания на уровне мышления имеет еще одну особенность, которая проявляется в сознательной цілепокладальній, креативной деятельности человека. Если на уровне чувственного познания помимо своего желания слышим какую-то приятную или неприятную мелодию, видим лучи восходящего солнца, или вдыхаем какой-либо запах, то на уровне мышления мы в состоянии блокировать процесс познания. Иначе, можем в любой момент прекратить решения какого-то вопроса или вообще, как говорится, не видеть проблему и даже не видеть смысла в ее постановке и вообще не думать о ней. Анализ позволяет прийти к выводу, что характерными признаками рационального познания следует считать: абстрактность, неразрывность связи с языком и речью, обобщенность характера отражения, опосредованность, сознание направленной деятельности.

Предложения интернет-магазинов