Человек в истории философии

В XX векае сформулюровалось устойчивое понимание того образа человека, который сложился в античности. В философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции царит космологизм в понимании человека как форма проявления натурализма. Человек является частью Космоса. Старо древнегреческий философ Демокрит считал: в какой мере Вселенная есть макрокосм, в такой же мере и человек — микрокосм. Философы Милетской школы утверждали: человек имеет все основные элементы стихии, Космоса. Подвижной мыслится граница между живыми существами в философии Упанишад, что нашло отражение в учении о переселении душ. Но уже здесь начинаются попытки выяснить особенности человека, только ей присущие стремление и возможность освободиться от пут эмпирического бытия, углубиться в состояние покоя. В старокитайской философии подчеркивается включенность человека в определенные социальные общности. Отсюда и вывод о необходимости подчинения человека государству, общественным порядкам (конфуцианство). Понимание человека как самостоятельного активного индивида достигнута значительно позже. Развитое учение о человеке корнями уходит в античную философию, где обнаруживаются зачатки практически всех направлений философско-антропологической мысли. Происходит антропологический поворот, совмещенный с творчеством софистов. Унаследовав от ранней философии целостный взгляд на человека и видение ее частицей природы, софисты первыми рассмотрели человека в условиях культурно-социального бытия. У софистов человек — разумный, что познает, и творчески действующее существо, которое действует и в культурной деятельности, и в познании.

Современные истины — продукт человеческого творчества. Познание не отражает объективный мир, а воспроизводит субъективный мир, что соответствует организации человека. Стародавньогрецький философ Протагор отмечал: «Человек — мера всех вещей: существующих и несуществующих». Все истины относительны и имеют смысл только для человека, который является источником морально-правовых норм, честности можно научиться, понимая под честностью не только моральные качества, но и всю совокупность человеческих способностей. Если раньше слово человек употреблялось в определении соплеменника, то софисты утверждали, что все люди родственники и сограждане одного царства не за обычаями и нравами, а за природой. Акцентируя внимание на внутреннем мире, нравственных качествах и возможностях, на душе человека Сократ видел некую третью величину между миром идей и миром вещей. Душа для Сократа нечто демоническое, сам Эрос, неугасимая рвение, устремленность вверх. Божественно санкционируя этическое познание, Сократ призывает познать самого себя. Познать не значит воспринять уже имеющуюся истину, цель познания не существует в готовом виде. Сократ спрашивает другого: познавай, ищи самого себя, испытай себя, или знающий, или добрый, или нет. Рассматривая человека как самоцінну, першоосновну существо, Сократ обращается не к человеку вообще, а конкретного индивида. Сводя философию человека к учению о душе, теряет целостный взгляд на человека и закладывает определенную традицию в философской антропологии.

В человеке, по мнению Платона, всегда царит воинственное напряжение не только между душой и телом, внутренним и внешним, но и в самой душе, состоящий из страсти, мужества и духа. Дух — божественная частица души и только господство духа обеспечивает нормальное существование человека. Совместно с орфиками Платон расценивает введение души в печальный плен земного, телесного бытия как наказания. Только безупречным жизнью душа может снова подняться от земного существования к подлинному бестелесного. Платоновский дуализм души и тела стал определяющей идеей для понимания человека в идеалистической философии Запада и сохранился в модифицированном виде вплоть до XIX века. Основной недостаток идеи — то, что не ратует за высшее в человеке, а за позалюдське и бесчеловечное выше, Платон считал, что призвание человека — познавать, подражать, соблюдать абсолютных и неизменных образцов, что есть в мире идей. Там, где человек отклоняется от призвания и проявляет творческую самостоятельность, породжу» что-то негативное, нехорошее. Живая человеческая душа избавь ля» те. ся жизненных источников, творчества, становится безличным выражением преданных абсолютных начал.

Дуализм души и тела стремится преодолеть уже Аристотель, соединяя космологічно-натуралистический и религиозно-этический подходы и обосновывая невозможность существования души без тела. Душе человека свойственно мышление. В отличие от растительной и животной частей души есть еще и высший ее элемент — Разум, не есть органическая функция тела, а привносится извне и не подлежит разрушению вместе с телом; Разум — это так же и Бог, высшая форма, к которой как к цели стремится все сущее. Человек Аристотеля — вершина мировой иерархии: с одной стороны, внутренне соединенная с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку имеет душу, хотя и есть форма тела, но определяется высшей формой. Человек — социальное животное и проявляет свое качество лишь в государству в общественной жизни.

Христианская антропология вводит идею воскресения возрождение во плоти, не свойственную античности. Меняются и этические взгляды. Центр тяжести переносится со знания на веру, следовательно, определяющим в моральной действия становится не Разум, а воля. Двойственность средневековой антропологии проявилась в том, что, с одной стороны, человек провозглашалась составной частью миропорядка, что идет от Бога, поэтому лицо оставалась определенной величиной, ее ценность измерялась тем, насколько в ней проявляется божественное начало (томизм). С другой стороны, подчеркивалась самоценность человеческой личности, обосновывалась ее индивидуальность. На смену средневековому геоцентризму эпохи Возрождения приходит стремление понять человека из условий потусторонней жизни, утвердить свободу и достоинство лица на основе земного бытия. Ренессансное, целостное понимание человека уступает место идее дуализма души и тела, последовательно развитой в философии Рене Декарта. Здесь обновляется не только платоновский дуализм, но и рационализм античных мыслителей. Рене Декарт призывает подвергать все сомнению, не вызывают сомнения лишь очевидные факты, прежде всего, акт мышления: «Я мыслю — следовательно, я существую». Суть человека в мышлении, в разумности. Ум, используя собственные средства, может достигнуть полной достоверности во всех сферах знания. Воля человека осуществляется в действиях, согласятся с рациональным познанием. Отсюда понимание Разума как критерия истинности и ценности всего осуществляемого человеком, вера в безграничную силу познания.

Стремление преодолеть дуализм души и тела привело к развитию, с одной стороны, монистической и определяющей тенденции в философии Бенедикта Спинозы, а с другой стороны, — плюралистической и индивидуалистической тенденции в монадологии Готфрида Лейбница. Признание принципов математики и естествознания единственно научными в исследовании всего сущего способствовало распространению натуралистических концепций человека (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс). Дальнейшее развитие и обоснование натуралистические концепции получили в философии французских материалистов. Распространение идей натурализма в философии конца XVIII — начала XIX века. происходит в процессе преодоления рационализма и сенсуалістичного эмпиризма. Снова, как и в эпоху Возрождения, возникает понимание человека как живой целостности (Иоганн Гердер, Иоганн Гете, натурфилософия романтизма). Дальнейшее развитие антропологии происходит в немецкой классической философии. Здесь начало деятельности человека понимается важнейшим. Иммануил Кант вводит представление о человеке как самоцінну, автономную, активное существо. У философа Георга Гегеля принцип подчинения разного рода объективным структурам принимает крайнюю форму и, собственно говоря, нивелирует активность и волю человека. История есть процесс восхождения абсолютного духа до уровня самопознания. Человек же только осуществляет в процессе восхождения определенную роль, наделенную ему мировым духом. Все это побуждает уже философа Людвига Фейербаха отказаться от крайностей объективизма и обратиться к живому человеку во всей полноте его индивидуального бытия.

Много идей марксизма: конкретно-исторический подход к исследованию человека и его бытия; отчуждение, понимание человека как существа природного и одновременно конфронтуючою ей как самостоятельная сила природы; фундаментальная значимость социальных факторов в развитии человека — стали всеобще значимыми во многих направлениях современной философии. Ряд существенных аспектов человеческого бытия остались вне поля зрения марксизма, что совершенно естественно. Любая теория исторически и логически ограничена.

Предложения интернет-магазинов