Человек есть тайна

Кажется, человек не воплощает тайны. Каждый уверенно выделяет человека из остального мира. Совершенно очевидно и отличие человека от всех других существ окружающего мира. Философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности, и, по мнению испанского философа Хосе Ортеги-и-Гасета, выходит за такие пределы и в изучении, познании человека. В рассуждении о философии человека Хосе Ортега-и-Гасет не одинок. Еще Иммануил Кант пришел к выводу, что в философии о человеке существует три вопроса: что можно знать? На что можно надеяться? Что надо сделать? И покрываются они одним вопросом: что есть человек?
Действительно, тайна человека существует. Интересный сюжет книги французского путешественника Леона Веркора «Люди или животные?». Экспедиция из нескольких европейцев, что отправилась в Анды, в недоступном месте встретилась с каким-то диким племенем то стадом животных, то людей. Волей случая оказывается, что одного из них убили. Возникает вопрос: кого убили? Если человека, должна иметь место уголовная ответственность за убийство. Если же убито животное, такой ответственности нет. Но как определить, доказать: принадлежат ли представители дикого племени к людям или к животным? Сделать, кажется, не трудно. Определить критерии, отличающие человека от животного. Начинается дискуссия: называются разные критерии: нравственность, религиозность, речь, сознание и проч. Однако выясняется, что ни один из признаков критерием служить не может. Ведь обычно рядом с моральными людьми есть и аморальные, не перестают быть людьми. Тем более нравственность не есть в самой основе различия Добра и Зла. То же можно сказать о религии. Есть и люди, которые не верили в Бога, и таких, видимо, все больше и больше. Речь тоже вряд ли может стать четким критерием при всей ее важности. Даже критерий сознание не безупречен. И животные проявляют много ловкости, сноровки, но никак не сводятся к безусловному и даже условных рефлексов, но указывают на развитость психики. Оказывается то, что представлялось интуитивно ясно, понятно, в таких ситуациях не срабатывает! Несомненно, писателем Леоном Веркором возбуждено важные пласты морально-философских рассуждений, что, видимо, содержанию напоминают рассуждения Рене Декарта о различии человека от автоматов. И тогда, три с половиной века назад, Рене Декарт не смог четко определить критерии, отличающие человека от автоматов, выделить человека из окружающего мира.

И в античности, и в Средневековье, и позже в XVII — XX вв. проблема человека решалась по-разному. Выдвигалась идея божественного происхождения человека. Даже Рене Декарт отмечал, что он с Божьей помощью правильно различает людей от не людей. Следовательно, решение проблемы человека достигается в пределах одной концепции, а именно религиозной. Проблема человека имеет много тайн и загадок для самого человека. Адлсе Рене Декарт не один, а много философов и античности, и Средневековья, и позднее вплоть до XX века придерживались теологической концепции происхождения человека. Федор Достоевский писал: человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Для Федора Михайловича очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь тайной, причем занимаясь в другом месте, всю жизнь. Проблему можно сформулировать примерно так, как ее сформулировал почти два с половиной века назад Иммануил Кант: что такое человек? Но что следует понимать под тайной человека?

В философии понятие «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Чаще всего словом «тайна» определяется то, что еще не познано, но принципиально полностью познаваемо. Можно говорить о тайне человека? Можно, но только частично. Очень необычный предмет познания — человек. Известный философ Пьер Тейяр де Шарден отмечал, что человек — самый скрытый из объектов, что сводит с ума. В рамках религиозной концепции тайна человека имеет немного другое значение, содержание, занавішеність, мистичность, скрытность. Иммануил Кант утверждал, что для познания человека — основой является сам акт его божественного созидания. Бог ничего не открыл и ничего не может открыть. Человек есть тайна в том смысле, что к ней не могут быть полностью применимы рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет — значит построить его» (Спиноза), «понять — значит отразить в понятиях» (Гегель) и др. Современный философ Михаил Бахтин отмечал: «человек не может быть понятием». За этим стоит понимание того, что логико — понятийная дискуссия имеет вещественный характер, способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Но смысл слова «тайна» человека связана с понятием индивидуального и конкретного. Будучи схваченным в общих овеществленных формах познания, индивидуальное не только воспринимается как тайна, но и составляет истинную тайну для форм познания. Индивидуальное никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в содержании и значении. Меняется общество, меняется окружающий мир, а с ними и меняется жизнь, деятельность человека.

Предложения интернет-магазинов