Человек. Общество. Природа в философии

Человек. Общество. Природа. их природа, взаимодействие — давняя проблема философии. Эта проблематичность объясняется, прежде всего, резким ростом так называемого антропного воздействия общества на окружающую природную среду, потребительским к ней отношением. Активно используя природные ресурсы на основе совершенствования технологий и производства, общество добилось колоссальных успехов и качественно изменило уклад жизни. За последние сто лет, например, человечество увеличило в тысячу раз энергетические запасы. Каждые 15 лет в развитых странах удваивается общий объем товаров и услуг. Однако человечество уже начинает тяжело рассчитываться за технические и другие достижения цивилизации. Изменился состав биосферы. Специалисты отмечают накопление углекислоты в атмосфере, запыленность, по сравнению с положением в начале и в конце XX века, выросла на 20 процентов. В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы нужно строить так, чтобы развитие общества и его компонентов не наносил вреда природе, а наоборот, способствовал развитию, нужно создать такие условия, при которых природный фактор полнее бы учитывался.

В современной науке такой подход к решению актуальных проблем взаимодействия общества и человека получил название коэволюции. Существуют различные подходы к определению предмета и задач коэволюции. Коеволюція совокупность взглядов, согласно которым общество и природа — это соціоприродна система, где гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного и наоборот. Иначе говоря, дальнейшее развитие общества, всех его духовных и материальных факторов невозможен без согласования с развитием природы. Система человек — общество окружающая среда достаточно жесткая система, элементы которой самовизначають друг друга. Здесь уместна аналогия с принципом антропності, достаточно популярным в современной науке. В соответствии с принципом антропності все мировые константы: скорость света, гравитационная постоянная и другие между собой связаны так точно, что даже малюсенькое изменение их величин, допустим на долю процента, превратила бы Вселенную в совершенно иной мир. Глубокие отношения общества и природы строятся так, что некоторые изменения в природе отражаются на обществе и наоборот. Коеволюція через это учит необходимости изучать взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы и учитывать их характер в практической деятельности человека. Речь идет не о преобразовании природы, а о адаптации к ней, сохранения развития экосистем, создании искусственной среды гамм и в такой форме, чтобы экосистема не деформировала естественную среду обитания человека. Философское осмысление особенностей современной взаимодействия системы человек — общество — природа духовного процесса без революционного измерения невозможно. Весь духовный процесс общества в целом и в конкретных сферах важно осмыслить с коеволюційних позиций. Здесь одним из приоритетных направлений, безусловно, является разработка экологических императивов современного производства. Развив мощные производственные силы, человек уже в середине XX века. оказалась в определенной степени их заложником.

Специалисты отмечают, что в современных условиях экономический кризис в Украине поразила все сферы окружающей среды. По оценкам некоторых зарубежных ученых ежегодные потери Украины от неэффективного, нерационального природопользования и загрязнения окружающей среды составляют от 15 до 20 процентов национального дохода и чуть ли не крупнейшие в мире. Трагедией в судьбе украинского народа стала авария на Чернобыльской атомной электростанции — первая в истории глобальная экологическая катастрофа техногенного происхождения. В результате аварии в окружающую среду было выброшено 30 миллионов кюри различных радионуклидов. Неблагоприятные экологические обстоятельства сложились не только в странах с низким технологическим уровнем и технологической дисциплиной, ненадежной техникой, но и в технически развитых. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует всего 4, а 96 единиц выбрасывает в окружающую среду в форме ядовитой жидкости. Как же быть в такой тяжелой экологической ситуации? Запретить производство, вернуться к природе, как призывают некоторые сторонники движения «зеленых»? Современное человечество может снять техногенное воздействие на природу, если будет создавать экологически чистое производство. Специалисты разного профиля сформулировали ряд экологических ограничений, разрабатывают и реализуют концепцию всесторонней экологизации общественного производства, производят научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на решение экологических проблем, производят надежный экономический механизм рыночного типа в природовикористанні и охране окружающей среды. Важнейшее направление экологизации общественного производства — структурная перестройка. Речь идет о его экологическую оптимизацию и рационализацию. Проблема актуальна и для производства Украины. Однако направление экологизации производства можно успешно реализовать на практике лишь при условии экологизации науки и техники.

В современных условиях коеволюція поставила перед научным и техническим знаниям новые задачи. Другой уровень взаимодействий природы и общества на принципах коэволюции требует и новых знаний об обществе и природе, знаний, касающихся выработки принципиально новой политики по экологическим вопросам нового экологического измерения материального производства, культуры, духовной жизни общества. Остро ощущается нехватка научных знаний об основных особенностях окружающей среды, формы и уровни его организованности, о структурных механизмах, физическую сущность природных процессов и динамики их изменений, вызванных антропогенными факторами.

Актуальными становятся понятия: экологические пути научного познания, экологический стиль мышления и др. Вот почему главным направлением экологических исследований фундаментальных, технических и гуманитарных наук становится исключение вредного воздействия на окружающую среду, сохранение здоровья и генофонда человека, оптимизация природно-технических систем. Современный уровень научных знаний позволяет дать чисто научную, целостную картину биосферы в ее единстве с обществом, определить глобальные пути перерастания ее в ноосферу на основе коэволюции. Но знаний еще не достаточно, чтобы на каком-то отрезке пути не попасть к пропасти. Нужны новые знания, новые научные поиски. Наука, ученые, как и политики, ответственные за поиски своевременного выхода из экологического тупика, куда ведет научно-технический прогресс, если развивается стихийно, если не одухотворенный, не осуществляется в пределах экологических императивов, не направлен умом и ответственностью.

Достижения науки и техники, научно-технической революции позволили успешно решать вопросы не только создания необходимых материальных благ, но и совершили революцию в инфраструктуре общества: созданы новые средства связи, сообщения, обмена информацией и др. Народы Земли, которые находятся на различных стадиях культурного и духовного развития, оказались втягненими в единый мировой процесс. Резко возросла миграция населения, урбанизация. В городах живет более 40 процентов населения мира. Огромных размеров набрала миграция в внутри стран и между государствами. В результате повреждены эколого-этническую целостность наций и народов.

В современных условиях проблема экологического этногенеза активно обсуждается в философии. И это не случайно. Эколого-этническая целостность наций и народов раскрывает новые аспекты истории современности и помогает осмыслить перспективы коеволюційного развития общества и природы.

Идеи эколого-этнической целостности народов впервые высказанные историком Львом Гумилевым. Обосновывается положение, что развитие этносов и биосферы взаимосвязан и закономерный процесс, что способствует формированию определенных механизмов гармонизации взаимодействия человека и общества. Вывод Лев Гумилев аргументирует большим количеством фактов и данных взаимодействия общества и природы. Римляне сначала завоевали Северную Африку, ставшую для них главной житницей, а потом разрушили. Впоследствии ее с огромными усилиями обновили коренные жители Сахары — арабы. Новые колонизаторы — французы снова до основания разрушили достижения аборигенов, то есть коренных жителей. Лев Гумилев сумел проследить такие явления в истории других стран и народов и сформулировал концепцию химерного этноса, то есть негармоничного объединения двух — трех этносов, которые имеют разное мировоззрение, опыт природопользования, этнические ценности и др. На определенном историческом этапе активность какого-либо из этносов, в том числе гибридного, может расти и пассионарна деятельностью влияет негативно на процессы созидания. Понятие пассионарности, за Львом Гумилевым, означает концентрацию биогеохимической энергии живого мира биосферы, что проявляется в эффекте вариативной реализации энергии, в определенных способностях и характере людей. Когда же образ жизни, мировоззрение аборигенов иначе воспринимается с позиций другого мировоззрения, формируется другой стиль жизни, то в таком обществе создаются химеры дискомфорта, возникают социальные и природные невзгоды, начинается процесс разрушения коренного этноса, разрушается вся соціоекологічна система.

Как же относиться к выводам Льва Гумилева? Не является ли это очередной попыткой распространить закономерности природы на социум? Анализ экологического этногенеза обнаруживает, что в рассуждениях Льва Гумилева есть немало полезного и интересного для понимания глубинных отношений, взаимодействия человека и природы. Действительно, взаимодействие человека и природы обусловливается сутью самого человека как биосоциальной существа. Особенно ярко биосоциальное сущность человека прослеживается на начальных этапах этногенеза, т. е. процесса зарождения, формирования народа, когда жизнедеятельность любой человеческой общности тесно связана с окружающей природной средой. Из окружающей среды человек берет все необходимое для существования и развития. Несмотря на примитивизм в ведении хозяйства, племена первобытного общества имели сложную социальную организацию, стройную систему обрядов, верований, мифов. Все формы культуры первобытного общества направляли усилия людей не на покорение природы с целью полного удовлетворения потребностей, а на неукоснительное исполнение обрядов. Именно в этом залог благополучия и смысл существования родов и племен. Итак, социокультурная модель становления человека тогда к природе малая адаптивность и направленность на гармонизацию отношений, взаимодействия природы и человека, чувствовала себя частичкой природы. Изменения, происходившие в окружающей среде: засуха, пожары, другие стихийные бедствия, непосредственно отражались на физическом и психологическом положении людей.

С переходом человеческого общества в индустриальную фазу развития, система антропогенеза претерпела разрушения. Антропогенез — учение о происхождении человека. Этносы оказались отчужденными от природной среды обитания. Барьером между окружающей средой и человеком становится созданное ею же искусственную среду, которая действует по собственным законам существования и развития. Эксплуатация природных ресурсов, с одной стороны, способствовала прогрессу этносов, с другой, — привела их к регрессу и даже деградации. Наиболее отчетливо деградация проявляется в войнах этносов за новые источники природных ресурсов. Многочисленные миграции, урбанизация имеют последствиями смешения этносов, потерю ими связей с природой. Это становится наглядным и в Украине. Территория ее составляет 603,7 тысяч квадратных километров, где живет более 48 миллионов населения, которое состоит из 100 национальностей и народностей: украинцы — 73 %, русские 22 %, евреи, болгары, поляки, венгры, греки, румыны, другие национальности. В ЗО — 40-е годы через социальные потрясения Украина потеряла более 5 миллионов человек, а теперь — на грани новой демографического кризиса, вызванного экологическими причинами и социальными факторами. В начале 90-х годов коэффициент рождаемости составлял 12,2 на 1000 человек. Это — самый низкий уровень за весь период существования Украины. Средняя продолжительность жизни в Украине — 70 лет (65 лет у мужчин и 70 — у женщин). По продолжительности жизни Украина занимает 58-е место среди стран мира. Смертность младенцев на первом году жизни в 1,5 — 1,7 раз превышает детскую смертность в развитых странах на начало 90-х годов составляла 13,5 на 1000 новорожденных. Территория заселения у многих народов стала характерной чертой ее жителей, что выделяет их среди других этносов. Украинскому селу начала XX века. присуща согласованная с природой система организации бытия в соответствии с временами года: весной, летом, осенью, зимой, закреплена в обрядности, традициях, ритуалах, устном народном творчестве, в то же время, является системой отношения к природе, что вписывается в круговорот веществ в биосфере. Украинский этнос, сформировавшись еще в давние времена, единственная эколого-этническая целостность без оглядки на внутренние и внешние катаклизмы истории.

Однако испытание на прочность прошли не все этносы мира. По мере продвижения современных форм развития, в основу которых положены ценности техногенной цивилизации, в лесную глушь, пустыни и другие относительно изолированные природные системы, формы, как правило, уничтожают ту единственно возможную культуру, только и приспособлена к такой среде. Это, прежде всего, народности и этнические общности, которые освоили американскую Север, Австралию, Центр и Север Африки, Север России и другие труднодоступные некогда территории. Решение проблемы, видимо, заключается в сохранении целостности экосистем, закрепленной юридически охране традиционных прав на землю и другие ресурсы, в признании за людьми права реализоваться в привычных проявлениях, даже если проявления не закреплены юридически, в повышении благосостояния этнических группировок способами, не наносящими непоправимый вред и не разрушают привычный уклад жизни. Следовательно, эколого-этническая целостность наций и народов — многоаспектная программа. В условиях перехода современного общества на коеволюційний путь развития необходимо, насколько окажется возможным, управлять процессом формирования экологической среды.

Предложения интернет-магазинов