Что такое наука?

Наука — это сплошная, непрерывная модификация. Она вечно развивается. Двадцать лет назад ученые смеялись над безграмотностью людей, что, живя за двадцать лет к ним, блуждали во тьме. Сейчас мы получаем удовольствие, смеясь над теми, кто смеялся.

Марк Твен

Наука, несомненно, имеет огромное значение для жизни современного человека, технологии и охраны здоровья. Она является сложным многосторонним явлением — это и социальный институт, и вид профессиональной деятельности, и система знания. Главная ее особенность — направленность на получение нового знания, которое предполагает возможность его использования, практического применение.

То есть, наука — это деятельность в системе общественного разделения труда, направленная на получения нового знания с целью оптимизации всей остальной человеческой деятельности. Наука в ее современном понимании возникает постепенно. Такие ее основы, как строгий логический стиль изложения, появляются в Древней Греции (Евклид), а эксперимент — в эпоху Возрождение.

Основные функции науки:

♦ описание (фиксация данных наблюдений и экспериментов);

♦ объяснение (раскрытие внутреннего механизма явления, что изучается);

♦ предвидение (логический вывод из имеющихся данных о существовании неизвестных явлений).

Предвидение включает в себя прогнозирование, что касается будущего и ретросказання, что касается прошлого. Выделяют еще предсказания — конкретный прогноз с указанием термина.

— Наука — это тип культурной деятельности, наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение природных явлений.

Американский энциклопедический словарь

— Наука — это неустанная многовековая работа мысли свести в систему все явления нашего мира, которые познаются.

— Наука не является и никогда не будет законченной книгой.

А. Эйнштейн

— Наука — это разрешение многих сомнений; она есть видение скрытого; она является глазом для всего; слеп тот, у кого нет ее.

Хітопадеша (староіндійські тексты)

— Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения.

— Наука — это вождь к познанию правды, образования ума, упокоения народов…

М. В. Ломоносов

— Наука становится нервной системой нашей эпохи.

М. Горький

— Где царит дух науки, там творится великое и малыми средствами.

М. И. Пирогов

— Наука — это знание, что организовалось.

Г. Спенсер

— Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы.

И. И. Мечников

— Наука, как это понималось всегда и понимается теперь большинством людей, является знанием самых необходимых и важных для человеческой жизни предметов знания.

Л. М. Толстой

— Наша цивилизация — цивилизация науки. Это означает, что главное для нее — знания и их целостность. Наука, science — это всего лишь латинское слово, что означает «знание»… Знания — вот наша судьба.

Дж. Броновськи

— Стремясь познать бесконечное, наука сама конца не имеет…

Д. И. Менделеев

— Если политика — искусство возможного, наука, безусловно,— искусство решенного. И то, и другое требует здравого смысла.

П. Медавар

— Наука — это поиск единства в разнородном, сходства в том, что кажется совершенно не похожим.

М. И. да И. Ф. Голдстейни

  1. Наука как социальный институт

Наука как социальный институт — ns-serif»; color:windowtext’>это организационная система университетов, лабораторий, научно-исследовательских институтов, в которой задействовано много специалистов, здания, оборудование, библиотеки, система подготовки кадров. Главными составляющими науки как социального института является кадры специалистов и материальная база.

  1. Наука как деятельность

Наука как профессиональная деятельность возникла сравнительно недавно. В древние времена были жрецы, мудрецы, философы. В средневековых университетах существовали богословские, медицинские, юридические факультеты, занимались логикой, математикой, риторикой, грамматикой. Естественно-научные специальности появляются только в Новое время.

Для того, чтобы заниматься научной деятельностью, необходимо иметь определенные качества. У ученого по призванию должна быть развита потребность в познании (по крайней мере, она была движущей силой научной деятельности всех выдающихся ученых). Перефразируя известную древнегреческую притчу про три типа людей, приходящих на Олимпийские игры (показать себя в соревнованиях, получить пользу от торговли и просто понаблюдать), А.Эйнштейн всех, кто пришел в храм науки, также разделял на три группы: первые пришли из честолюбия, чтобы себя показать, самоутвердиться; вторые — ради выгоды, связанной с научными степенями и званиями; и только последние пришли ради самой науки, ради познания. Впрочем, мудрый Эйнштейн не предлагает выгнать из храма и первых, и вторых. Он считает, что они также могут быть полезными. К тому же, если останутся только третьи, их будет чрезвычайно мало.

Дело в том, что научная деятельность (так же, как и медицинская) является достаточно разнообразной, и в ней есть место для людей с разными наклонностями: и для экспериментаторов, и для систематизаторів, и для теоретиков, и для генераторов идей; необходимы также люди, способные понимать и обсуждать достижения других (мы уже не говорим о том, что нужны организаторы и поставщики).

Кроме этой жидкой и желаемой, но не обязательной черты — самоотверженного поезда к познанию — научному работнику необходимые умения систематически, упорно работать, чтобы овладеть всем наработанным до него массивом знания, систематизировать и ассимилировать выходные данные со своей темы; способность увидеть знакомое по-новому, с необычной точки зрения — увидеть проблему; и, в конце концов, нужен талант для того, чтобы эту проблему решить.

  1. Наука как система знаний

Наука как система знаний имеет много специфических черт, отличающих ее от других видов знания. Издавна существует религиозное знание, противоположное научному по всем основным характеристикам, основано на вере в авторитет пророков и священных книг (Библии, Авесты, Корана, Тріпітаки).

Вместе с ремеслами возникает достаточно просторный и ценный пласт рецептурного знания, что появляется с практической деятельностью и приписывает шаги для получения желаемого результата без всяких попыток теоретического обоснования. Примером такого знания является кулинарные рецепты, секреты ремесленников и рецепты лекарственных средств, когда механизм их действия не известный, но эффективность применения вполне доказана.

Имея это в виду, известный физик Г. Фейнман сказал: «Есть наука и не наука. То, что не является наукой, не обязательно плохо любовь, например, — не наука». Выделяют, также протонаукові знания. Предварительный, подготовительный этап в становлении науки называют протонаукою, или переднаукою. В это время происходит накопление исходных данных и выявление эмпирических закономерностей.

Выделяют также паранауку, методы и основные принципы которой не соответствуют принятым как научные (четкую границу между наукой и паранаукою иногда трудно определить) или же вообще являются ошибочными (от. гр. «пара» — возле, около). Такими паранауками являются астрология, алхимия, парапсихология. Следует отметить, однако, что в паранауці нередко получают ценные научные результаты как побочный продукт: астрология накопила много ценных астрономических наблюдений, алхимики открыли множество химических элементов и веществ, парапсихологи осуществили немало интересных для традиционной науки наблюдений. В крайнем, вырожденном случае, когда она занимается исключительно схоластическими проблемами, паранаука может стать лженаукой (мнимой наукой), неспособной дать ни малейшей практической пользы.

В отличие от этого, до научного знания относится ряд требований: обоснованность, верификация, либерализм, практическая применимость.

Обоснованность научного знания заключается в его опоре на надежную основу, доказательства, что отвечают принятым стандартам научности и рациональности.

Научная обоснованность состоит из таких элементов:

♦ опоры на факты (достоверные данные, имеющие теоретическое толкование);

♦ опоры на проверенные известные научные законы;

♦ системность, взаимосвязь различных частей теории на основе логических выводов.

Верификация — это принципиальная возможность проверки с помощью наблюдения или эксперимента истинности выводов, полученных в теории логическим путем. Верификация не всегда возможна непосредственно, она может быть косвенной (опосредованной) для абстрактных положений, но должна быть возможной.

К. Поппер предложил заменить термин «верификация» на термин «фальсификация», имея в виду, что научная теория является то ценнее, что более рискованные, неожиданные (удивительнее, безумные) ее утверждение, что кажется легче ее опровергнуть.

Сильнейшими в этом свете считаются предложения, которые позволяют несколько, а предложения, что кое-что запрещают. Это объясняется тем, что нехватка подтверждений первых ни о чем не говорит (они могут быть изобретены в будущем), а наличие подтверждений также не гарантирует появление будущих контраргументов. В то же время запрет в этом плане имеет большую эвристическую силу, она является абсолютной и нахождения единого контрдоводу полностью ее фальсифицирует. Самые фундаментальные законы физики фактически являются запретами (закон сохранения энергии запрещает ее возникновения и уничтожения, второе начало термодинамики запрещает вечный двигатель).

Либерализм как требование максимальной (в пределах закона) свободы для деятельности личности представляется справедливым требованием к научному знанию и научной деятельности, состоит с антидогматизму, плюрализме, диалогичности.

Антидогматизм означает признание неабсолютного характера наших знаний, отсутствие абсолютных авторитетов, необходимость сомневаться и проверять самые очевидные утверждения. «Ученый должен быть учеником дьявола,— говорил Бы. Шоу,— он должен во всем сомневаться». Другими словами, научные знания всегда носят не закончен, принципиально открытый характер.

С антидогматизму вытекает плюрализм — обязательное существование нескольких точек зрения, различных теоретических подходов, каждый из которых в определенной степени обоснован и может быть верифицированным. Если этого нет, то мы имеем дело не с наукой, а с ее вчерашним днем.

И третьей составляющей научного либерализма является діалогізм — обсуждение научных проблем, поиск их решений, обмен мнениями на научных конференциях, симпозиумах, конгрессах, в составе «невидимых колледжей», научных школ (в частности школы Н. Бора или Л. Капицы). В наше время возможен обмен мнениями с помощью сети Интернет.

Здесь, однако, принципиально важным является ведение творческого диалога, спивроздумив, а совсем не споров. В последних преследуется цель унизить противника и доказать свою правоту. Поэтому истина никогда не рождается в споре. В ней рождается вражда, развод и инфаркты. Истина любит тишину, покой и размышления. Научная дискуссия — это совместные поиски истины.

Нобелевский лауреат И. Пригожин считает, что диалог является необходимым не только в среде научного общества, но и во взаимоотношениях науки, всего человечества и природы: нужно перейти от монолога, присущего тоталитаризму, к равноправному диалогу, свойственного либерализму.

Важнейшие характеристики научного познания — это характеристики с точки зрения его методов и форм существования научного знания.

Необходимость практической пригодности научного знания вытекает из его конечной цели — оптимизации всей человеческой деятельности. Применение теоретических идей может быть вполне реальным и прямым (как вот при синтезе вновь открытых химических соединений), слишком проблематичным и ожидаемым лишь через много лет. Однако применение обязательно должно допускать, потому современные научные исследования стоят недешево, и прежде чем получить финансирование на свою научную работу, нужно доказать ее возможную полезность. Если понимать науку в соответствии с полусерьезного высказывания академика А. Как Арцимовича «удовлетворения любознательности за государственный счет» (тут не важно, что за. государственный, а важно, что не за свой), то получение гранта, субсидии, материальных средств будет не реальным.

Предложения интернет-магазинов