Школа Бердяева. Прорыв истории

Выдающийся философ русского серебряного века Николай Александрович Бердяев в своем творчестве значительное место отдает проблеме смысла истории. В попытках понять сущее исходит из постулата свободы, подчеркивает что «…первоначальная, рационально непостижимая, в своем первоисточнике совершенно иррациональная, ни на что не переводить волю и есть разведка трагедии мировой истории». Свобода есть метафизическая первооснова истории. В мистерии свободы в человеке рождается Бог, а в Боге — человек, происходит откровение Бога человеку и человека Богу. Признак такой взаимности — любовь. Николай Бердяев пишет, что только мифологема, которая понимает Божественную небесную жизнь как небесную историю, как драму любви и драму свободы, что разыгрывается между Богом и Его Другим, которого Бог любит и желает взаимности… указывает внутренний путь к разгадке мировой и человеческой судьбы.

Из признания оптологічності свободы неизменно следует и воля Зла. Иррациональное начало и есть начало свободы… В христианской сознания… раскрывается та свобода Зла, без которой нельзя ни воспринять, ни постичь исторический прогресс. Поистине, если бы не было свободы Зла, связанного с основными началами человеческой жизни, если бы не было темного начала, то не было бы и истории. Бог не действует повсюду в объективном мире, не творец падшего мира (создатель Воля), не действует и не присутствует в чуме и холере, в ненависти, что мучает мир, и в убийстве, в войнах и насилиях, в попрании свободы, в тьме невежества. Очевидно, дело здесь в том, каким методом включается земной, вещий, чрезвычайно подвижный мир в неизменное благо. Если в мире только основание и она иррациональная, то есть находится в пространстве веры, то же в этом пространстве веры и должны корениться те антиномии, тот дуализм, что верой же и снимаются. Николай Бердяев соглашается, что противоположности (антиномии) снимаются в высшем озарении, в мистическом опыте, поэтому для философа важна идея конца. Монизм, всеединство возможны лишь как конец света, конец объективности. Для современного мира остается в силе дуализм. Эсхатология — краеугольный камень философии истории. Эсхатология — религиозное учение о конечной судьбе мира и человечества, о конце света и страшный суд. Сила, что способствует преодолению антиномий, заключена в личности. ее источник — не в плоти, а в духе. Лицу уготовано совершить прорыв духа в вещественную оболочку мира и обратно. Сам факт замыкания истории на библейский миф с его трагедійністю, с его представлением истории как мистерии духа свидетельствует о том, что история есть нечто вечная действительность и, пройдя круговорот веков, эпох, не умерла действительность.

В книге «Смысл истории» Николай Бердяев признает, что «природа и история суть этапы самораскрытия духа», когда дух прорывается в феноменальный мир и прерывает его процесс. Такие прорывы и означают завершение действия определенных, из разных основ исходных исторических соображений. Что это за этапы? Первый — античный, характерен статичностью мысли, когда историческое познание еще не зарождается. Человек углубляется в недра природной необходимости. Второй этап связан с судьбой еврейского народа, что сыграл совершенно исключительную роль в зарождении создания истории» и внесении в мировое жизни человеческого начала исторического. Третий этап — христианство, мистерия освобождения человека из-под власти природной стихии. Смысл также и в появлении всемирной истории. Христианство розкрилось как момент встречи еврейской, греческой и римской культур с идеей эсхатологии. Эпоха Возрождения — четвертый этап, который характеризуется отпадением человеческого разума от Божественного, что породило его самоуверенность. Впоследствии такая малость привела к усыханию творческих сил, не связанных высшей целью. В отличие от Средневековья, Реформация (пятый этап) утверждает один Божественный начало, отрицая самостоятельность человеческой природы. Образование с ее культом критического разума превратило мир на объект исследования, отделив человека от космической жизни; взгляд на человека как на атомарную единицу привел к поражению правовых начал и идей свободы, равенства, братства. Социализм (шестой этап), что стало реакцией на неудачу Французской революции в превращении идей на действительность, соединил мессианскую идею создания Царства Божия на земле с утверждением, что такая идея единственная. Тотальная идеологизация привела к обездуховлення истории, когда в действие вступил метод историзма, и поставили перед человечеством дилемму: «углубиться в бездну небытия, — или вернуться к внутренней тайне человеческой судьбы… пройдя все стадии разрушительной, критической, отрицательной эпохи». Но все этапы, все это Зло истории — не только разные ее размышления, без которых в принципе она не могла бы произойти: это есть разные способы держать ответ за все то, что происходит в ней. Собственно, такая предельная нравственная ответственность каждого человека за свои поступки и есть обоснование эсхатологии истории.

Предложения интернет-магазинов