Школа Санкхья

Древнейшей из всех ортодоксальных философских систем является, очевидно, санкхья.
Первый трактат школы, написанный Ішваракрішною, приходится на IV ст. н. е. В произведении санкх’єю освещается учение, что «основа мира есть нечто, лишенное сознания». Указывается на существование первичной материальной первопричины мира — материи, природы (пракрити). Сначала материя существовала в аморфной форме, затем под влиянием трех элементов (чуна) превращается в мир существ и вещей. Наряду с материей признается существование абсолютной души (пуруши), которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя воспринять, постичь и найти, несмотря на то, что душа существует во всех живых существах и вещах окружающего мира. Сочетание материи и души (духа), (пракрити и пуруши) способствует формированию двадцати пяти исходных принципов, среди которых наравне с материальными (вода, воздух, земля и др.) существуют и духовные (интеллект, самосознание и др.). Итак, санкхья, по сути, является дуалистическая философия.

Дуализм — философское знание, что признает материю и сознание, природу и дух двумя независимыми равноправными источниками, началами. Система санкхья оказала большое влияние на всю индийскую культуру, другие философские системы, в том числе и на йогу. Основателем йоги считается философ Патанджали (III ст. н. е.). Философская система йога сосредотачивалось на исследовании психологии человека. Основным компонентом системы считается описание правил психологической тренировки: самообладания, то есть овладение дыханием при определенном положении тела (ясана); изоляция чувств от посторонних воздействий (прат’яхара); концентрация мысли (дхарана); медитация (дхьяна); состояние отторжения, освобождение от телесной оболочки и др.

Среди ортодоксальных философских школ самая прогрессивная школа мудреца Канады (И ст. н. е.). Ранніший период системы вайшешика отмечается четкими материалистическими тенденциями. По учению вайшешика, мир материальный. Материя состоит из пяти субстанции: земли, воды, света, воздуха и эфира. Сами субстанции — атомы, вечные, никогда не уничтожаются и никем не образуются. Атомы имеют также и разнообразные качества, которых 17. Из временного сочетания атомов возникают живые и неживые, доступные человеческому чувству. Большое внимание в системе вайшешика уделялось решению проблем бытия, а также логике, этике. С взйшешикой тесно связана философская школа логики и гносеологии — школа ньяя. Основателем ее считается Акшапада Готама (И ст. н. е.). Вся особое внимание уделялось проблемам логики и гносеологии, в частности средствам надежного, достоверного познания (чувств, замкнутость и аналогия). В текстах подробно сформировались различные философские категории (объект и субъект познания и др.), принципы логического анализа, проблемы критериев истины и др.

Основные неортодоксальные школы локаята-чарвака, джайнизм, буддизм. Еще в VIII — VII вв. к н. е. возникает первая неортодоксальный философско-материалистическая течение — локаята-чарвака. В переводе с санскрита локаята означает взгляды людей, признающих только современный мир — локу, а последователи учения — локаятики — люди, которые занимаются земными делами и не признают сверхъестественные силы. Основателем школы локаята-чарвака считается мудрец Брихаспаті (VIII — VII вв. к н. е.). Представители школы локаята-чарвака критиковали Веды, брахманов, традиционные религиозные верования, считали, что убеждения людей должны быть свободными и независимыми от суеверий. За учением локаятиков, душа неотделима от тела и умирает вместе с ним. Поэтому локаятики отвергали идею о загробном мире, не признавали аскетизм и призывали последователей к достижению счастья на земле, а не в потустороннем мире. В VI в. к н. е. с течения локаята отделяется найрозвиненіше материалистическое учение — философия чарвака. В самом названии чарвака означало четыре слова, где заложена идея, что весь окружающий мир состоит из четырех источников, начал: земля, воздух, вода и огонь. Последователи учения чарвака считали, что мир вечен и не зависит от богов, что душа человека также имеет четыре начала, только по благоприятному стечению обстоятельств. Признавая познавательность мира, философы — материалисты убеждены, что единственный источник познания человеком окружающего мира, рожденное внешним миром, является чувственное восприятие.

Вторым неортодоксальным философским учением древнеиндийской философии является джайнизм. Сформулировано учение Махавірою Вардхамана (VI в. к н. е.), которого еще называли Джина (победитель). То есть победитель над перенародженням и кармой, судьбой. Джайнизм, прежде всего, этическое учение указывает путь освобождения души от страстей и приход к святости. За природой, джайнисты считали, души несовершенны, а их возможности необъятные. Но душа склонна отождествлять себя с телом. Причина зависимости души от тела — страсти человека. Причина страстей — незнание жизни. Необходимо освободить душу от тела, от страстей, а освобождение достигается аскетизмом. Составной частью джайнизма является также учение об окружающем мире. Джайнисты утверждали, что реальный мир состоит из материи, а материя — из атомов. Кроме живых субстанций в мире существуют и неживые: время, пространство, покой и проч.

Неортодоксальным философской школой Древней Индии является буддизм. Возник буддизм в VI вв. к н. е. в Северной Индии. Основатель Сиддхартха Гаутама (прибл. 560 — 480 годы до н. е.) — властитель княжества Шакья. В 29 лет Гаутама, не доволен жизнью, покинул семью и стал отшельником. После семилетнего блуждания по джунглям, размышлений о пути освобождения человечества от страданий на принца снизошло просветление, и он становится Буддой, то есть просветленным. Более сорока лет Будда проповедовал учение и оставил много последователей. Современный буддизм — мировая религия, которая имеет поклонников на всех континентах Земли. Основным в буддизме является учение о четыре святые истины: первая — жить значит страдать; вторая — причина страданий — желания; третья — для освобождения от страданий необходимо избавиться от желаний; четвертая — путь избавления желаний — следование учению Будды, то есть исполнение знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться все монахи и светские буддисты. Пяти заповедей (панчашила) является: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых контактов; не вести праздных и лживых разговоров и не пользоваться опьяняющими напитками.

Стародавньоіндійська философия имеет и основные особенности. Во-первых, формирование философии Древней Индии шло на базе мифологически-религиозного мировоззрения, своеобразием отношение мыслителей к Ведам; во-вторых, философия имела созерцательный характер и слабая связь с научными знаниями, изображение духа как безликого, бездеятельного явления; в-третьих, возникновения и формирования логики, построение социальной философии на принципах этики страданий и счастья. И основной особенностью Древней Индии является то, что сформулировано идею активно-деятельной сущности, под которой понимается единство души и тела, духовного и телесного, сознания и материи, бытия и повседневности.

Предложения интернет-магазинов