Экзистенциализм

Что такое экзистенциализм? Экзистенциализм — философия существования — ірраціоналістичний направление в современной мировой философии, возникший после Первой мировой войны — в Германии, в период Второй мировой во Франции, а после — в других странах, в том числе и в США, как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего интересам современной интеллигенции. Социальное источник, что лежит в основе философии экзистенциализма, — реальные процессы социально-экономического, политического и духовной жизни Запада, которые нашли воплощение в различных формах отчуждения человека. Феномен отчуждения выражается в том, что собственная деятельность человека становится для него чуждой силой, что противостоит ей, подавляет ее, вместо того, чтобы человек господствовал над ней. Подходы экзистенциалистов к проблеме преодоления отчуждения невозможно рассматривать лишь как отражение противоречий буржуазного общества. Эти противоречия имеют характер общечеловеческих. Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Габриэль Марсель и Карл Ясперс, Николай Бердяев, Лев Шестов, Михаил Бубер) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер). В екзистенціалізмі нашла отражение кризис либерализма с его поверхностно оптимистичным мировосприятием и пониманием, с верой в прогрессивное развитие современного общества, которая не выдерживает испытаний бурными событиями. Экзистенциализм возник как мировоззрение несовместимо, что ставит вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессивные иллюзии, перед историческими катастрофами. Экзистенциализм — это реакция на национализм эпохи Просвещения и немецкой классической философии, а также на кантіансько-позитивистскую философию, которая получила большое распространение в конце XIX начале XX вв. По мнению экзистенциалистов, основная черта рационального мышления состоит в том, что вытекает из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате вся действительность, в том числе и человек, стоящий перед рационалистом только как объект научного исследования и практической манипуляции, вследствие чего такой подход имеет «личностный» характер. Экзистенциализм, напротив, должен выступать как противоположность позаособистій объективной научной философии. Экзистенциализм противопоставляет философию науке.

Обращая внимание на несостоятельность идеологизированных оценок современного западного общества и философских школ, нет смысла «переводить» все противоречия в статус общечеловеческих. Реально существует сложное переплетение общечеловеческих и других, в том числе и классовых, противоречий и измерений явления отчуждения. Гносеологическим источником экзистенциализма являются проблемы бытия, существования человека, взаимодействие рациональных и иррациональных форм самоосягнення человека. В отличие от Иммануила Канта, который ставил вопрос «Что такое человек?», экзистенциалисты сосредоточиваются на вопросе «Как стать человеком?», или конкретнее «возможно Ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?». У экзистенциалистов ключевыми являются категории экзистенция, то есть существование, бытие, ничто, сущность, пограничная ситуация и тому подобное. Категорию экзистенция введено в научный оборот датским философом Сьореном К’єркегором, что определяет неповторимость, уникальность, субъективность существования отдельного человека.

На екзистенціалістську методологию применения философских категорий значительно влиял феноменологический метод, предложенный немецким философом Эдмундом Гуссерлем. Метод основывается на идее специфики философского изучения сознания, заключающийся в применении метода интуиции. Метод Эдмунда Гуссерля дает возможность философии стать на позиции внутреннего вхождения в поток человеческого сознания, что обеспечивает возможность непосредственно созерцать, видение структур чистого сознания. Феноменологический метод Эдмунда Гуссерля экзистенциалисты использовали, чтобы описать не только познающий, а повседневное сознание, что находится в состоянии страдания, эмоциональной нагруженности и даже перегруженности негативными чувствами. Основные формы эмоционального состояния обыденного сознания: забота, вина, страх, ответственность, страх смерти и тому подобное. Именно через них человек выходит на реальность. При всей специфичности применения и объяснения философских категорий различными екзистенціалістами основным вопросом остается вопрос о критерии различения истинного и ложного существования, или бытия человека и вопрос о возможности, пределы и способы достижения подлинного существования. Именно в связи с такими вопросами и на их основе является попытка решить важные, актуальные проблемы: свободы, ответственности, гуманизма.

В чем же особенности экзистенциализма? Философ Мартин Хайдеггер, определяя приоритет человеческого существования, подчеркивал, что «все, к чему человек имеет дело в мире, определяется способом человеческого бытия». Именно с объяснением человеческого бытия Мартин Хайдеггер нетривиально применяет категорию онтология. У Хайдеггера онтология является феноменологией человеческого бытия. В отличие от классических онтологий, что, как правило, рассматривают бытие как объективный, независимый от сознания мир, Мартин Хайдеггер идет другим путем, объясняет человеческое бытие как сплав той части объективного бытия, которое приобщено к человеческой деятельности, и самой деятельности. Человеческое бытие как существование человека исключает правомерность гносеологического объекта сравнения как раз благодаря органической (а не механической) внедренности того, что традиционно называют объектом, в бытие человека. Нет у человеческого бытия двух лиц. Бытие человека — неделимая конкретность, что переживается человеком и исключает омертвение ее теоретическим расслоением. В отличие от лишенных личности объектов природы, человеческое бытие записывает о себе, заботится о себе.

В аргументах Мартина Хайдеггера есть смысл. Ведь по привычке, по необходимости и без необходимости использовать категории объект и субъект не имеет оправдания. При всей очевидности умышленного и необоснованного отъема рационально-философских форм познания от участия в постижении бытия человека, наряду с протестом против диктата » философских абстракций Мартин Хайдеггер ставит и в определенной степени обоснованно решает реальную проблему необходимости выявления и законности форм самоосягнення человека, которые не входят в компетенцию рационального знания, рационального самоутверждения человека: форм эмоциональных, подсознательно волевых, интуиции и тому подобное. Восприятие мира Мартин Хайдеггер обосновывает не моделью рационально-гносеологического познания, а моделью герменевтичною, с ключевым для нее способом духовного освоения мира — пониманием. Понимание — это эмоционально-эстетическое, во многом интуитивное постижение, которое хоть и не должно противопоставляться рационально-гносеологическом, однако не сводится к рациональному.

Экзистенциальная онтология (онтология — наука о мире) во многом отличается от классического философского учения о бытии. Если классическая философия рассматривала бытие как предельно широкое понятие, то первоосновой онтологии экзистенциализма является бытие. В работе Мартина Хайдеггера «Бытие и время» бытия — Dasien фигурирует как понятие, которое определяет бытие человека. Положение «Dasien — бытие человека» и «Dasien — присуща историчность» занимают центральное место в концепции Мартина Хайдеггера, который называет их основополагающими экзистенциально-онтологическим высказываниями, настаивает на историческом понимании человека и мира, вернее, на понимании историчности человека и мира.

Мартин Хайдеггер — один из основоположников немецкого экзистенциализма. В 1933 году в речи при вступлении на пост ректора Фрайбургского университета признал идеологию национал-социализма. Основной категорией идеалистической философии Мартина Хайдеггера является временность, что объяснялось им как внутреннее переживание человека. Первичным считался настроение, то есть формы стихийной, нерозвинутої сознания. Априорными формами человеческой личности, за Мартином Хайдеггером, являются забота, тревога, страх и др. Эти формы составляют субъективное бытие человека, которое называется «бытием в мире». Учение о априорные формы формировало учение о бытии (фундаментальная онтология). Признавая определенную правомерность об’єктивістського объяснения историзма, Мартин Хайдеггер доказывает, что такой взгляд не единственно возможный. Есть еще и онтологический взгляд на историческую реальность, что обеспечивается феноменологией. Феноменологический метод позволяет рассматривать человека во времени, которая не является абсолютно подвластной ему, потому что по способу бытия человек сам есть время. Если общество и природа, мир имеют историю, то человек сам является историей.

Фундаментальным фактором, который дает человеку ключ к поиску своей подлинности, является факт конечности человека, его смертности. На основе таких предпосылок Мартин Хайдеггер делает вывод: в зависимости от того, какая характеристика времени выдвигается (будущее или современное), человеческое бытие будет подлинным или ложным. Ненастоящее бытие, что отождествляется с современной эпохой, — это перекос в сторону преобладания в структуре исторического бытия человечества. Ложный способ бытия — это господство над людьми вещей, усреднение, обезличивание лица приводят к тому, что же человека начинают рассматривать как вещь. Здесь человеческое бытие отчуждено от человека как личности. Картина ненастоящего мира у Мартина Хайдеггера является воспроизведением реальных черт капиталистического и социалистического общества. Реальные черты массового общества, в котором за нивелированием личности кроется психология быть таким, как другие, а не самим собой, создают ситуацию, когда обезличенные люди снимают с себя ответственность за собственные поступки. Подлинное бытие возможно лишь благодаря постижению человеком своей историчности, конечности и свободы, а это можно достичь лишь перед лицом смерти. Для того чтобы найти путь к правильному пониманию мира и истинного человеческого призвания, надо пережить спустошуючу бездну жизни человека в ненастоящем мире.

«Стандартизированная» человек — это ненастоящий человек, преданный на закладку чужим ей «усредненным» стереотипам поведения. Путь к настоящей, аутентичной человека — это путь пробуждения потенциальных, дремлющих возможностей постижения структур и элементов настоящего, чисто человеческого существования. И одно из существенных достижений — постижение уникальности, неповторимой самобытности каждого человека. Такой путь и другой человек может и не пройти, потому что это требует сосредоточенности, энергии, настойчивости, которые вознаграждаются только у тех, кто имеет философские ключи для правильного применения качеств. И Мартин Хайдеггер указывает на некоторые ранее не исследованные аспекты субъективных предпосылок, а главное — самостоятельных форм человеческого самовідчуження. Одиночество, мироощущение и мировосприятие отчужденного человека не всегда является следствием объективных причин. Каждый человек должен собственными руками разорвать цепи, которые порабощают ее сердце и дух, является для себя единственным, незаменимым проводником из лабиринта отчуждения к настоящему, аутентичному существованию. И это еще одно свидетельство уникальности человека. Религиозной формой экзистенциализм обязан Карлу Ясперсу и Мишелю Марселю.

Предложения интернет-магазинов