АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ

  • Авторский замысел — это первоначальный план будущего произведения, в котором заложе­ны представления о его содержании и форме, ос­новных чертах и свойствах.

Авторский замысел возникает в воображении писате­ля до начала непосредственной работы и являет собой первую ступень творческого процесса. Оформляется он обычно в виде планов и программ.

Пути формирования авторского замысла могут быть различными:

  • внезапное озарение, переживание или образ, сразу от­крывающие замысел, равнозначные ему (такой путь более характерен для лирических произведений);
  • длительный интерес к тем или иным проблемам, из­учение данных истории, социологии, политики и дру­гих наук (характерен для эпических произведений).

Лев Толстой увидел сломанный репейник — появился за­мысел повести о Хаджи-Мурате. Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, репей­ник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутрен­не подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал…

Чаще всего происходит совмещение двух указанных пу­тей формирования авторского замысла.

  • Воплощение авторского замысла — это офор­мление замысла в конкретной художественной форме, процесс создания художественного про­изведения (до воплощения художественное про­изведение не существует).

Воплощение авторского замысла связано с трудностями перевода образов на язык словесного искусства.

Авторский замысел может быть воплощённым или невоплощённым, завершённым или незавершённым, неизменным или трансформированным.

  • Художественный вымысел — изображение со­бытий, персонажей, обстоятельств, не существу­ющих в действительности, а созданных вообра­жением писателя.

Особый род художественной условности: воспринима­ется как то, что могло бы быть в жизни или каком-то другом мире.

Рассмотрим на примере романа А. С. Пушкина «Капитан­ская дочка», как в произведении сосуществуют правда и вы­мысел.

Историческая правда:

исторические лица; Е. И. Пугачёв, Екатерина II, Пётр
исторические события. крестьянское восстание, взятие по­волжских городов, осада Оренбурга, казнь Пугачёва

 

Художественный вымысел:

вымышленные герои; П. А. Гринёв, А. И. Швабрин, И. К. Ми­ронов
исторические события. П. А. Гринёв, А. И. Швабрин, И. К. Ми­ронов

Границы между художественным вымыслом и достовер­ностью условны: их трудно провести в жанре мемуаров и биографий. Мера художественного вымысла зависит от жанра, личности писателя, его творческих методов, литературного направления.

Отношение к художественному вымыслу в различных литературных направлениях было неодинаковым:

классицизм, ре­ализм, натура­лизм; Характерно требование достовер­ности, ограничивающее воображе­ние писателя.
барокко, роман­тизм, модер­низм, постмо­дернизм. Свойственно признание за авто­ром права изображать события, не­вероятные с точки зрения обыден­ного сознания.

Предложения интернет-магазинов