ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН КАК НОВЫЙ ТИП ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ — ТИП «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Главный герой поэмы предстаёт перед читателем как герой времени. Евгений Онегин — новый тип лите­ратурного героя, тип «лишнего человека», который будет иметь продолжение в русской литературе (обра­зы Печорина, Обломова и др.). Особое значение име­ет время действия романа — 20-е годы XIX века. В это время для Пушкина центральной проблемой была болезнь современного ему молодого поколения — пре­ждевременное «старение сердца».

Со временем замысел Пушкина и его взгляд на своего героя меняется. Пушкин начинает роман с критически- иронического взгляда на главного героя и — шире — с критического изображения современного ему поко­ления. Однако в дальнейшем действие усложняется, и усложняется характер главного героя.

Для В. Г. Белинского «Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нём нет ничего мечтательного, фанта­стического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность»; «Онегин — страдающий эгоист, эгоист поневоле».

«Евгений Онегин» — произведение, находящееся на границе романтизма и реализма. Онегин и Татья­на — образы не статические, а развивающиеся.

Сопоставительная характеристика главных ге­роев

Онегин — искушён­ный и разочаровавшийся в жизни. Татьяна — искренняя, тонко чувствующая.
Ольга — весёлая, непо­средственная, но поверх­ностная. Татьяна — задумчивая, печальная, глубоко пе­реживающая.
Онегин — надменный, разочарованный в любви. Ленский — пылкий влюблённый поэт.

 

В романе происходит сопоставление персонажей:

  • Онегин и Ленский — оба представители молодого по­коления, молодой России;
  • Онегин и Татьяна — оба являются исключительны­ми героями в своём окружении.

Отношение «автор — герой» в поэме противоречиво, особенно отчётливо оно проявляется в 1-й главе: автор не совпадает с главным героем, то сближается с ним, то, напротив, отдаляется.

Новаторство романа проявляется в отказе от роман­тического слияния героя и автора, в установлении мно­гообразия точек зрения.

Принцип объединения «пёстрых глав» (в посвящении Плетнё­ву А. С. Пушкин пишет: «Прими со­бранье пёстрых глав») — принцип их противоречивого совмещения, что обеспечивало «поэзию действитель­ности», т. е. реалистическое изобра­жение противоречивой и сложной жизни. «Противоречий очень много, Но их испра­вить не хочу…»

 

В романе новый сюжет, новый жанр, новый герой, новое отношение к художественному слову (Ю. М. Лотман).

«Евгений Онегин» стал в творчестве Пушкина новым этапом в построении текста.

Исторически Онегин — общественный тип, создан­ный эпохой декабризма. Его дальнейшая судьба после финальной сцены объяснения с Татьяной становилась для Пушкина размышлением об исторической судьбе России — отсюда некоторая недоговорённость в харак­теристике героя.

Предложения интернет-магазинов