ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Анна Сергеевна Одинцова — главный женский образ романа. Это молодая красивая женщина лет двадцати восьми, богатая помещица, вдова.

  • Одинцова холодна, уравновешена, рациональна. В её полной сил молодой жизни нет ничего непред­сказуемого.
  • Наблюдательность и ум помогают ей создать вполне удобную семью без любви, лишь с надеждой на воз­никновение чувства.
  • Анна Сергеевна получила прекрасное воспитание в Петербурге, однако вынуждена была после смерти отца переехать в деревню. Она воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства под маской строгости.
  • Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От неё веет величавым спокойствием, тонкостью, аристокра­тизмом.
  • Больше всего Одинцова ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, даёт пищу её пытливому уму, однако чувства к нему не вы­водят её из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть.

Через страстную любовь к Одинцовой Базарову открывается  вся сложность жизни, несводимая лишь к рассудку и логике.

Фенечка — молодая женщина «неблагородного про­исхождения», которую приблизил к себе Николай Петрович.

  • Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, от­крыта, она искренне и глубоко любит Николая Пет­ровича и сына Митю.
  • Главное в жизни Фенечки — семья, поэтому пресле­дования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют её.

Катя Локтева — юная сестра Анны Сергеевны Одинцовой.

  • Катя — чуткая натура: она любит природу, музыку, но одновременно проявляет твёрдость характера.
  • Катя не понимает Базадаже боится его, ей намного ближе Аркадий.

«Он хищный, а мы с вами рова,  ручные». (Катя говорит  Аркадию о Базарове)

  • Катя — воплощение идеала семейной жизни, к кото­рому втайне стремился Аркадий, именно благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.

Авдотья Никитишна Кукшина, наряду с Виктором Ситниковым, является карикатурным двойником глав­ного героя.

  • Кукшина причисляет себя к «эмансипированным да­мам», её волнуют «женский вопрос», физиология, эм­бриология, химия, воспитание и т. д.
  • Кукшина развязна, вульгарна и глупа, а модные идеи для неё — лишь способ выделиться, в отличие от Ба­зарова, для которого нигилизм — сознательно вы­бранная позиция.

Очевидно, в середине XIX века появление эмансипирован­ных женщин участилось, и этот факт не просто раздражал Тургенева, но вызывал у него жгучую ненависть. Подтвер­ждение этому — описание быта Кукшиной: «Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью нераз­резанные, валялись по запылённым столам; везде белели разбросанные окурки папирос». А также её внешности и ма­нер: «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипирован­ной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хоте­лось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?

В художественном мире И. С. Тургенева особое место за­нимала любовь как высшая сила, позволяющая герою по­стичь собственную сущность. В этой связи женские образы в произведениях писателя имеют особую функциональность, выступая своего рода испытанием для героя. И. С. Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

Предложения интернет-магазинов