КРЕСТЬЯНСКИЙ МИР В «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И. С. ТУРГЕНЕВА

Русский народный характер во всех его творческих и об­щечеловеческих проявлениях, неприкрытая правда о бедственном положении русского народа нашли своё отражение в «Записках охотника» И. Тургенева. Сбор­ник вышел в 1852 г. и привлёк внимание всех слоёв населения.

Л. Н. Толстой считал, что автор сборника «сумел в эпоху кре­постничества осветить крестьянскую жизнь…». И. С. Турге­нев говорил: «В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел».

И. С. Тургенев продолжает традиции Н. В. Гоголя, «Мёртвые души» которого сатирически изобразили жизнь русских губерний. Однако в рассказах И. С. Тур­генева выступают уже не души, а личности из простого люда. Это был антикрепостнический вызов обществу.

Достоверно изображая своих героев, изучая жизнь России со всех сторон, автор прибегает к реальным прототипам, восстанавливает историческую правду о духовной состав­ляющей простого человека.

Натурализм в изображении человека из народа под­чёркивают следующие детали:

  • географические направления (Орловская, Калужская губерния);
  • описание особенностей семейного быта и уклада;
  • «природность» героев;
  • песни, народные голоса, русские струны души;
  • трагические судьбы простого народа.

Л. Н. Толстой писал, что рассказы тургеневского цикла ещё в юности открыли ему, что русского мужика «можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пей­зажа, а можно и должно описывать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом».

М. Горький называл «Записки охотника» в числе книг, которые «вымыли» ему душу, «очистив её от шелухи».

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинается с того, что ав­тор пространно рассуждает о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Может показаться, что уже в самом начале рассказа Тургенев хочет проникнуть в тайну народного русско­го характера.

Писатель специально сопоставляет два психологи­ческих типа:

  • рассудительного, практичного Хоря;
  • мечтательного, поэтичного Калиныча.

Они как две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.

Внешность и внутренние черты героев Тургенева пока­зывают, что они очень разные люди.

  • Хорь — «.лысый, низкого роста, плечистый и плот­ный. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос».
  • Калиныч «был человек самого весёлого, самого крот­кого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, безза­ботно поглядывал во все стороны».

Калиныч ближе к природе, чем Хорь: к своему другу Ка­линыч приходит с пучком земляники, как «посол приро­ды». Хорь лучше понимал людей, Калиныч — природу. Но эти отличия не мешали их искренней и преданной дружбе: «они составляют единство, имя которому — че­ловечество».

Тургенев в рассказе вступает в спор со славянофилами, которые считали, что реформы Петра Первого оторвали Россию от исконной русской народности и утверждали, что главная добродетель русского народа — послушание и смирение.

Предложения интернет-магазинов