МАСТЕРСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В СОЗДАНИИ БАТАЛЬНЫХ СЦЕН В СТИХОТВОРЕНИИ «БОРОДИНО»

Стихотворение «Бородино» было написано к 25-й го­довщине Бородинской битвы, в 1837 г. Жанр — герои­ческая баллада.

Повествование ведётся от лица старого солдата, рядо­вого участника Бородинского сражения, что позволяет автору изображать событие «изнутри», через непосред­ственное впечатление его участника.

Стихотворение состоит из двух сюжетных линий:

Рамочный сюжет представлен диалогом между ребён­ком и старым воякой (сопоставление старого и нового поколений), основной сюжет изложен в форме моноло­га (воспоминания солдата).

Рассказ участника Бородинского сражения имеет двух­частную композицию: сначала описываются события накануне сражения (отступление русских солдат, опи­сание поля будущей битвы, настроение солдат накану­не боя), а затем — сам бой (батальные сцены).

Для создания картины кровопролитного сражения ав­тор использует:

  • олицетворенияи сравнения;
«двинулись, как тучи», «носи­лись знамёна, как тени»
  • эпитеты;
«синие верхушки», «поле гроз­ной сечи», «протяжный вой»
  • метафоры и ги­перболы.
 «гора кровавых тел», «картечь визжала», «залпы тысячи ору­дий слились в … вой», «рука .. колоть устала»

 

Живые звуки боя даёт услышать звукопись:

  • с помощью ассонансов

автор передаёт вой про­летающих ядер;

«дым летучий», «францу­зы … как тучи», «мелька­ли маяки»
  • аллитерации воспро­изводят движение, шум, звон оружия.
«тут затрещали бараба­ны», «картечь визжала»

 

 

Предложения интернет-магазинов