ОБРАЗ ЧАЦКОГО В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Чацкий Александр Андреевич — главный герой ко­медии, единственное «живое лицо» в произведении, по замечанию И. А Гончарова. Именно в этом образе выражается авторская позиция: его оценки и сужде­ния совпадают с авторскими.

Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от госу­даревой службы («служить бы рад, прислуживаться тош­но»), считающий, что служить надо «делу, а не лицам». В поведении и действиях героя прослеживается про­тест против крепостничества, карьеризма, обезличи­вания культуры, воинской чести, просвещения — т. е. идеология декабристов.

Афористичная речь главного ге­роя свидетель­ствует о тонком и остром уме Чац­кого. «Когда в делах — я от веселья прячусь,

Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла — Есть тьма искусников, я не из их числа…»

«Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, / А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели…»

Александр Анд­реевич Чацкий — носитель новых взглядов.

Он одинок, не при­нимает консерва­тивное фамусов- ское общество, которое, в свою очередь, отвергает его прогрессивные убеждения.

«Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истре­бят ни годы их, ни моды, ни по­жары… »

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством бо­гаты?

Защиту от суда в друзьях на­шли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мо­товстве.»

Герой терпит поражение на личном фронте и в обще­ственном плане. Его идея изменить в одиночку за ко­роткий промежуток времени старый мир с его закосте­нелым мировоззрением рушится.

Тяжёлый груз социальных устоев способен раздавить даже такое светлое чувство, как любовь. — «С кем был! Куда меня закинула судьба!

— Все гонят! все клянут! Мучите­лей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых.»

 И. А Гончаров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качест­вом силы свежей».

Для «Горя от ума» характерно сочетание новых ху­дожественных методов — реализма и романтизма — с традициями классицизма.

  • Чертами реализма в пьесе являются речевая инди­видуализация персонажей, новый подход к изобра­жению человеческого характера.
  • Связь с романтизмом проявляется в образе отвержен­ного обществом героя, борца и бунтаря.

С классицизмом пьесу связывают:

  • быстрое развитие действия;
  • острый диалог;
  • насыщенность поэтического языка афоризмами и мет­кими эпиграммами;
  • соблюдение правила трёх единств;
  • драматические амплуа и говорящие фамилии персо­нажей, намекающие на особенности их характеров.

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов первым исполь­зовал приём наделения предметов или явлений символиче­ским смыслом, и это стало одним из принципов реализма.

Предложения интернет-магазинов