ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА ПОЭМЫ А.С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Произведение написано в 1833 г., в период второй болдинской осени. Жанр — философско-символическая по­эма.

В основе сюжета «Медного всадника» — одно из самых разрушительных наводнений в Петербурге, которое произошло в 1824 году.

В поэме раскрывается тема взаимоотношений «ма­ленького человека» (чиновник Евгений) и власти (Мед­ный всадник — Пётр I). Они противостоят друг другу, но в то же время равнозначны, так как воплощают раз­ные сферы исторической жизни, имеющие равное пра­во на существование. Поэтому в поэме нет сюжетной однолинейности и «одногеройности».

  • Во вступлении славится Пётр Великий и его «творе­нье» — Петербург.
  • В первой части главный герой — чиновник Евгений — не может заснуть, беспокоясь о том, что с прибываю­щей реки сняли мосты и это на два-три дня разлучит его с возлюбленной Парашей, живущей на другом берегу. Засыпая, он мечтает о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи.
  • Вскоре погода портится, Петербург оказывается под водой. На Петровой площади, верхом на мраморном изваянии льва, сидит неподвижный Евгений. Он смо­трит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своём бедном доме его воз­любленная со своей матерью. Спиной к нему, возвы­шаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне» (памятник Петру I).
  • Когда вода спадает, Евгений обнаруживает, что Па­раша и её мать погибли, и лишается рассудка.
  • Проходит год, и однажды, проснувшись, Евгений живо вспоминает наводнение. Случайно оказавшись у па­мятника Петру Великому, Евгений в гневе грозит ему («Ужо тебе!..»). Этот бунт — кульминация поэмы.

Но вдруг герою кажется, что лицо грозного царя об­ращается к нему, а в глазах его сверкает гнев. Евге­ний бросается прочь, слыша за собой тяжёлый топот медных копыт. Всю ночь несчастный мечется по горо­ду, спасаясь от погони.

Проблематика поэмы: столкновение личности с не­избежным ходом истории, противостояние коллектив­ной, общественной воли (Пётр Великий) и воли лич­ной (Евгений).

Пушкин анализирует конфликт между частной лично­стью и государством.

  • Евгений — «маленький человек», обезумевший от от­крывшейся для него правды о жизни. Столкнувшись с лицом государства, герой сумел пойти на бунт, од­нако погиб в столкновении с бездушной властью.
  • Медный всадник — лицо государства, каменное, без­жалостное. Он стоит на страже самодержавия, подав­ляя любые бунты, преследуя любого, помыслившего пойти против власти.
  • Конфликт будет существовать, пока интересы лично­сти не станут целью государства.

Пушкин неоднозначно оценивал Петра I как личность. Пётр — великий деятель, реформатор, основатель пре­красной столицы, царь-труженик, патриот, мудрый пра­витель. Но в то же время он деспот-самодержец, не за­ботящийся об интересах частного человека.

Пушкин впервые в русской литературе показал всю тра­гичность и неразрешимость конфликта между государст­вом и интересами частной личности. Вызов Евгения Медно­му всаднику, воплощению могущества власти, — это голос не безумия, а человеческого права и справедливости.

Предложения интернет-магазинов