ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Функция пейзажа в различные периоды творчест­ва А. С. Пушкина изменялась, усложнялась, образы из подражательных становились символичными.

Пушкин-романтик черпает силы и вдохновение в жи­вой стихии, восхищается её свободой, мощью, мудро­стью. Пушкин-реалист учит понимать красоту окру­жающего мира, искать в себе её отголоски.

Поэт пытается решить философский конфликт между вечной природой и смертным человеком.

Пейзажная лирика Пушкина учит быть неравнодушны­ми к природе — символу красоты и гармонии — и, со­ответственно, к людям, к Отчизне.

Функции пейзажа в лирике А. С. Пушкина разных лет:

  • «Деревня» (1819 г.). Идиллический пейзаж. Подра­жание античным авторам.
«Я твой — люблю сей тёмный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душисты­ми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят… »

  • «Деревня» (1819 г.). Идиллический пейзаж. Подра­жание античным авторам.
«Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой…»
  • «Кавказ» (1829 г.). Природа — жи­вое существо, олицетворение силы и непри­ступности.
«Где Терек играет в свирепом ве­селье;

Играет и воет, как зверь моло­дой,

Завидевший пищу из клетки же­лезной;

И бьётся о берег в вражде беспо­лезной

И лижет утёсы голодной вол­ной… »

  • «Румяный критик мой» (1830 г.).
  • Иллюстрация поэтической по­зиции автора в творчестве.
«Где нивы светлые? Где темные леса?

Где речка? На дворе у низкого забора

Два бедных деревца стоят в отра­ду взора,

Два только деревца. И то из них одно

Дождливой осенью совсем обна­жено.»

  • «…Вновь я посе­тил…» (1835 г.). Воспоминания, размышления о вечном круго­вороте жизни, о постоянстве пе­ремен, происхо­дящих в окружа­ющем мире.
«Вот холм лесистый, над кото­рым часто

Я сиживал недвижим — и гля­дел

На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны…»

 

В творчестве А. С. Пушкина наиболее разработаны та­кие образы природы:

  • Море
  • Ветер
  • Горы
  • Птицы Лес
  • Буря
  • Пустыня
  • Поле
  • Лес
  • Сад
  • Времена года
  • Времена суток

Эти образы многогранны, они развиваются и меняют­ся от произведения к произведению.

Пейзаж в лирике Пушкина эволюционирует в непосред­ственной связи с различными периодами творчества поэта.

  • Лицейский период: автор пробует создавать идилличе­ский и оссианический пейзажи.
  • Период увлечения романтическими идеалами: пейзажпревращается в романтический, часто сливается с описа­ниями любовных переживаний лирического героя.
  • Михайловский период: реалистически изображается рус­ская природа, автор утверждает реализм в своём творчестве.
  • Поздняя лирика: пейзаж помогает поэту выражать его особую философскую позицию.

Предложения интернет-магазинов