ПОНЯТИЕ О КОМИЧЕСКОМ И ЕГО ВИДАХ: САТИРЕ, ЮМОРЕ, ИРОНИИ, САРКАЗМЕ

Комическое раскрывает жизненные противоречия через осмеяние. В основе комического лежит несоответствие норме, которое может проявляться на языковом уров­не, на уровне сюжета и на уровне характеров.

Виды комического: юмор, ирония, сатира, сар­казм.

  • Юмор — это добрый смех, незлобная насмешка; может быть добродушным или жестоким («чёр­ным»).

Юмор активно использовали А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, В. М. Шукшин.

«— Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, — ска­зал он, — лет десять назад служил акцизный Яков Василь- ич. Заговаривал зубы — первый сорт. Бывало, отвернётся к окошку, пошепчет, поплюёт — и как рукой! Сила ему та­кая дадена…» (А. Чехов «Лошадиная фамилия»)

  • Ирония — это скрытая насмешка; комический эффект создаётся путём намеренного употребле­ния слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор.

Ирония может быть уничтожающей или совершенствую­щей личность человека, прямой (направленной на объ­ект) или самоиронией (направленной на себя).

«Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по кла­вишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упря­мо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не пе­рестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело всё: и пол, и потолок, и мебель…» (А. Чехов «Ионыч»)

  • Сатира — изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам. Сати­ра отрицает осмеиваемое и противопоставляет его идеалу, она направлена на обличение обще­ственных пороков. Связана с именами Д. И. Фон­визина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Ще­дрина и др.

«Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужи­ки, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советни­ки. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» (А. Чехов «Смерть чиновника»)

  • Сарказм — язвительная насмешка, едкая из­дёвка, высшая степень иронии; отличается бес­пощадностью и резкостью осмеяния, открыто вы­раженного.

Проявляется в эпиграммах А. С. Пушкина, «Думе» М. Ю. Лермонтова.

«И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум?… Ты, Хрю- кин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно про­— А может быть, и генеральская…— думает вслух горо­довой.— На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» (А. Чехов «Хамелеон»)

  • Гротеск — гипертрофированное преувеличение до карикатурного искажения, придающее описы­ваемому фантастический характер.

С помощью гротеска смещаются границы правдоподо­бия, реальное соединяется с фантастическим, создавая абсурдные и комические ситуации, парадоксальные не­соответствия. Главный признак гротеска — гиперболи­зация (преувеличение).

Гротеск ярко проявляется в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в образах градоначальников.

Предложения интернет-магазинов