ПРОБЛЕМА ЖАНРА «МЁРТВЫХ ДУШ» Н. В. ГОГОЛЯ

Сложность и грандиозность замысла «Мёртвых душ» не укладывалась в привычные жанровые схемы, тре­бовала оригинальных художественных решений. В на­чале работы автор определяет жанр будущего произве­дения как роман. Далее, по мере расширения замысла, Гоголь называет свой текст поэмой. Масштабное лироэпическое произведение Гоголя не имеет аналогов в русской литературе.

В «Мёртвых душах» обнаруживаются жанровые при­знаки:

  • плутовского романа;
  • социально-психологического романа;
  • лирической поэмы;
  • сатирического произведения.

Авторское определение поэмы подчёркивает значимость лирического начала, которое заключается, прежде все­го, в авторских отступлениях, прерывающих развитие сюжета, оценке поступков героев, размышлениях о смы­сле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества, изо­бражении народа и описании природы.

Во времена Н. В. Гоголя под поэмой понималось произве­дение в стихотворной форме, относящееся к романтическо­му направлению. Авторское жанровое определение «поэ­ма» для реалистического прозаического текста вызвало недоумение в ряду критиков, некоторые из которых счита­ли его ироническим, издевательским, а порой просто глумились над автором.

Представляется, что решающим в авторском жанровом определении «Мёртвых душ» является сочетание лири­ки и эпоса, характерное именно для жанра поэмы. Мож­но также предположить, что Гоголь употребил термин «поэма» как синоним термина «эпопея», задумав напи­сание трёхтомника.

В своём творческом замысле Гоголь ориентировался на «Илиаду» и «Одиссею» Гомера в стремлении к эпи­ческому охвату действительности, а также на «Божест­венную комедию» Данте.

Трёхчастная структура поэмы Данте — ад, чистилище, рай — должна была лечь в основу задуманного Н. В. Го­голем трёхтомника.

Замысел эпопеи о судьбе России Н. В. Гоголя включал три тома.

  • Первый том — «Мёртвые души» — был написан в 1835—1841 гг. и представлял собой изображение ре­алий современной автору России. Это произведение соответствовало в задумке автора первой части «Бо­жественной комедии» Данте — Аду.

Сам Гоголь писал: «Первый том — только маленькая пристройка к большому дому»

  • Второй том писался в 1840—1852 гг. В 1845-м году Гоголь впервые сжёг готовый текст. К 1851 году за­кончил новый вариант тома — и сжёг его 11 февра­ля 1852 года, незадолго до смерти. В этом томе герои должны были пережить трансформацию, пройти дантовское Чистилище.
  • Третий том, задуманный, но не осуществлённый, должен был изобразить «воскресение» России и Рай. В нём Чичиков и Плюшкин духовно воскресают и из героев — олицетворений недостатков превращают­ся в исключительно добродетельных людей. Чичи­ков — общественный деятель, Плюшкин — рачитель­ный хозяин.

В. Г. Белинский: «…Ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь: в нём не смели видеть вели­кого писателя даже люди, знавшие наизусть его творения; к его таланту никто не был равнодушен: его или любили во­сторженно, или ненавидели. И этому есть глубокая причина, которая доказывает скорее жизненность, чем мёртвенность нашего общества. Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность…».

Предложения интернет-магазинов