СВОБОДА ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Романтическая поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 г.

Мцыри является типичным романтическим героем — яркой, исключительной личностью, которая стремится подняться над обыденным существованием. Имя героя происходит от грузинского слова тсігі — отшельник, аскет, послушник монастыря.

Эпиграф поэмы — «Вкушая, вкусих мало меда, и сё аз уми­раю» — взят из Библии и означает: «Я попробовал немного меду (т. е. свободы), и вот я умираю». В эпиграфе отража­ется трагичность судьбы романтического героя.

Ещё в старинном Воскресенском монастыре, под Мо­сквой, летом 1830 г. Лермонтов пишет стихи, в которых делает наброски к образу отшельника, в веригах, в мо­нашеском клобуке, пытавшегося в обители заглушить муки любви и ненависти. Так возник у поэта замысел «написать записки молодого монаха». К реализации за­мысла он приступил в 1830 г. в поэме «Исповедь», за­вершил работу, возвратившись из кавказской ссылки, лишь в поэме «Мцыри» в 1839 г.

«Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму» (В Г. Белинский).

Композиция поэмы замкнутая: герой сбегает из мона­стырского заточения, странствует три дня, а затем снова оказывается в монастыре. Когда-то монастырь стал спа­сением умирающего ребенка, но со временем он прев­ратился в клетку для полного жизни юноши.

Жажда жизни побу­дила Мцыри уйти из монастыря, одна­ко три недолгих дня свободы стоили ему жизни: в монастырь он возвращается уже при смерти. «Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной! Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста…»

Герой умирает непокорённым, его не сломали никакие невзгоды и страдания. Лишь одна просьба у Мцыри к монахам, чтобы его похоронили в том углу монастыр­ского сада, откуда виден Кавказ. У него теплится на­дежда, что дующий с гор ветер донесёт до могилы сиро­ты обрывок горской речи или слабый звук родной песни.

Герой поэмы — «естественный человек», которым ру­ководит не столько протест против законов общества, сколько врождённая любовь к свободе, стремление к де­ятельной, полноценной жизни.

Родина, куда Мцыри бежит из монастыря, — идеальное воплощение и детских воспоминаний о родствен ной любви. «И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил, свободы

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, яс­ней… »

 

Именно природа дала Мцыри непосредственное ощу­щение свободной жизни. В общении с ней юноша пе­реживает подлинное счастье.

«Этот четырёхстопный ямб с одними мужескими окончания­ми звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагиче­ским положением героя поэмы. А между тем какое разно­образие картин, образов и чувств!» (В. Г. Белинский).

Предложения интернет-магазинов