«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» КАК ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве» (полное название — «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») было написано между 1187 и 1196 гг., пред­положительно в 1187 г. Произведение повествует о по­ходе князя Игоря Святославовича Новгород-Северско- го на половцев в 1185 г.

Исследователи определяли жанровую природу «Слова о полку Игореве» по-разному: как песню, поэму, геро­ическую поэму, «трудную» (т. е. воинскую) повесть, бы­лину, ораторскую речь («слово»).

Уже в первых предложениях «Слова.» автор даёт три разных жанровых определения своего произведения: он называет его то словом, то повестью, то песней.

  • Слово — жанр ораторской прозы, а именно — «учитель­ского», дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией.
  • Историческая повесть как жанр древнерусской ли­тературы — текст эпического характера, повествую­щий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских пре­ступлениях.
  • Песня — жанр фольклора, представляет собой ритми­зированный и, как правило, рифмованный текст, ис­полняется под музыку.

В древнерусской литературе, с её строгой системой жан­ров, «Слово» оказывается как бы вне жанровой системы. «Слово» тесно связано с устным народным творчеством:

• в нём множество типично фольклорных метафор и эпитетов; чистое поле, серые волки, синее море, острые  мечи, чёрный ворон, красные девы
  • приводятся плачи;
плач Ярославны, плач русских жён
  • есть прославления.
«славой» князьям заканчивается текст

«Слово» — произведение книжное, но близкое к таким жанрам народной поэзии, как плач и слава.

Текст «Слова» особым образом ритмизирован, что даёт повод предполагать, что оно было рассчитано на устное воспроизведение.

  • Своеобразный ритм придают и переходы от одной темы к другой, равномерное распределение воскли­цаний, последовательные обращения Ярославны к ве­тру, к Днепру, к солнцу, автора — к русским князьям.
  • Непосредственный контакт с аудиторией также свиде­тельствует в пользу того, что «Слово» предназначалось для произнесения вслух.
«Не лепо ли ны бя- шет, братие…», «Почнем же, братие, повесть сию…»

 

Система образов «Слова о полку Игореве».

• Главным героем «Слова» выступает не князь, а рус­ский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в произведении центральное ме­сто. Автор «Слова» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое.

Можно увидеть необъятные пространства: великие реки Дон, Волга, Днепр; древние города Путивль, Киев, Чернигов, Новгород, Галич и другие; синее море и просторы степей.

Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к её врагам, зовёт русских людей на её защиту.

  • Природа — живая и одухотворённая, она вместе со всем народом переживает за судьбу родины.
  • Образ князя Игоря представляет большой интерес. Автор связывает с ним не только основную сюжетную линию, но и важнейшую для автора идею. Он создаёт идеальный образ эпического героя, главное для кото­рого — воинская честь и рыцарское достоинство.

— В произведении воспеваются храбрость и мужест­во князя, автор заставляет читателей проникнуть­ся к своему герою любовью и состраданием.

— Князь — человек своего времени. В его личности есть позитивные черты, которые вступают в про­тиворечие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Поэтому, несмотря на личную симпатию к князю Игорю, автор подчёркивает в герое общее, то, что роднит его с другими подобными ему князья­ми, самолюбие и недальновидность которых приве­ли к междоусобной борьбе.

  • Ярославна — юная жена Игоря, которая представ­ляет собой образ идеальной русской женщины. Она верная и преданная подруга мужа, которая си­лой своей любви помогает ему вернуться из плена.
  • Образ киевского князя Святослава воплощает идеал мудрого и сильного, даже порой «грозного», правителя, главы русских князей. В своём «золотом слове», которое Святослав обратил ко всем русским князьям, он не только скорбит о беде, постигшей вой­ско Игоря и всю русскую землю, но и с упрёком обра­щается к князьям, которые преследуют эгоистические интересы.

Большинство исследователей разделяют мнение, что «Сло­во о полку Игореве» являет собой особый род книжной поэ­зии, который, возможно, не успел окончательно сложиться.

Исследователи «Слова» выдвигали различные предпо­ложения о личности его автора, делались даже попыт­ки связать автора «Слова» с конкретными исторически­ми лицами, однако до сих пор вопрос об авторе «Слова» остаётся открытым.

«Слово о полку Игореве…» — выдающийся памятник древ­нерусской литературы — впервые было обнаружено в на­чале 1790-х гг. коллекционером древнерусских памятников А. И. Мусиным-Пушкиным в составе рукописной книги под названием «Хронограф». В 1812 г., во время пожара в Мо­скве, сборник, включающий текст «Слова», а также боль­шая часть экземпляров первого издания сгорели. Гибель единственной дошедшей до нового времени рукописи «Сло­ва» создала существенные трудности в изучении памятни­ка: не был ясен состав сборника, не установлена его дата, издателями были допущены неточности в передаче текс­та «Слова», первые публикаторы вносили правки по свое­му усмотрению, что затрудняло дальнейшее исследование.

Предложения интернет-магазинов