СМЫСЛ И СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Название драмы А. Н. Островского «Гроза» играет боль­шую роль в понимании пьесы. Образ грозы в драме

Островского необычайно сложен и многозначен.

  • С одной стороны, гроза — непосредственный участ­ник действия пьесы.
  • С другой стороны — в этом образе символически вы­ражается идея этого произведения.
  • Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе. Раскаты грома, согласно Библии, ассоцииру­ются со страшным судом Христа.

Герои по-разному воспринимают грозу:

Тихон называет грозой брань своей матери.

«Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?».

Кулигин воспринимает грозу как необходимое яв­ление.

 «Ну, чего вы боитесь, ска­жите на милость! Не гро­за это, а благодать!».

В основе отношения к гро­зе Дикого лежат языче­ские представления. Катерина боится грозы.

«Гроза-то нам в наказа­ние посылается, чтобы мы чувствовали.». «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помы­слами лукавыми».

Гроза играет важную композицион­ную роль в произведении. В первом действии гроза начинает надвигать­ся, когда Катерина упоминает о сво­ей любви. В четвертом действии гро­за предвещает гибель.

«Уж ты помя­ни моё слово, что эта гроза даром не прой­дёт!».

 

Предложения интернет-магазинов