«ТЁМНОЕ ЦАРСТВО» В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

В драме «Гроза», написанной в 1860 г., в период обще­ственного подъёма, показан кризис патриархального мира, наиболее уродливые формы принявшего в купе­ческой среде («тёмном царстве»).

Суть основного конфликта — столкновение меж­ду «тёмным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

Действие драмы происходит в провинциальном горо­де Калинове, расположенном на берегу Волги. Город живёт своей особой, замкнутой жизнью. Драматург по­казывает убожество, дикость нравов жителей города — самодурство одних и притворную покорность других. Это и есть «тёмное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха (их фамилии, в соответст­вии с эстетикой говорящих имён, почти полностью ис­черпывают образ).

В пространстве, где пребывают герои, властвует логи­ка Дикого и Кабановой, все живут по правилам Домо­строя, стараются, но не могут угодить своим домаш­ним тиранам.

Здесь тяжело выжить честному и воспитанному в других усло­виях человеку. Трагична сама атмосфера.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем го­роде…», — замечает Кулигин.

Над всем властвуют деньги, ца­рит самодурство, невозможна счастливая семейная жизнь.

«Здесь что вышла замуж, что схорони­ли — всё равно…».

Дикой — примитивный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми сред­ствами сколотить капитал. Также он знаменит тем, что «грозен» для домашних.

Властная и суровая Кабаниха — зловещая и мрач­ная представительница домостроя. Она строго соблю­дает все обычаи и порядки патриархальной старины, «поедом ест домашних», проявляет ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.

Катерина, главная героиня, в отличие от детей Ка­бановой, не боится противостоять властной хозяйке дома. Она не хочет «напраслину терпеть», притворять­ся. Но главное, из-за чего страдает Катерина в доме свекрови, — отсутствие любви, теплоты в отношениях между людьми, отсюда ощущение несвободы, прину­ждения: «всё как будто из-под неволи». Это проявляет­ся и в отношениях с мужем.

Тихон Кабанов робок, безволен, делает всё, чтобы уго­дить матери. Его не только любить, но и уважать трудно.

 

  • Встреча с Борисом перевернула представления Катерины о самой себе, она пытается противостоять своему чувству, но чувство побе­ждает. Даже в самую тяжёлую для себя минуту Катерина дума­ет не о себе, а о том, кого любит.

«За что я его в беду ввела?.. Погибать бы мне одной!..».

  • В грозе Катерина видит кару за содеянное. Но, даже покаяв­шись, она не может возвратиться домой. Вся её страстная, непокор­ная натура противится ненавист­ному семейному гнёту.

«Молиться не бу­дут? Кто любит, тот будет молить­ся. А поймают меня, да воротят домой насиль­но.».

  • Смерть Катерины потрясает устои «тёмного царства». Даже смиренный Тихон поднимается против домашней тирании.

«Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы.».

В пьесе автор ставит вопрос: почему возникло такое яв­ление, как самодурство? Кто виноват в этом? Самодурство возникает на почве неограниченной влас­ти. Но в его живучести виноваты и те, кто позволяет глумиться над собой. Это Тихон, Варвара, Борис, жите­ли Калинова. Драматично положение не только Кате­рины, но и других персонажей. Не находят поддержки благородные усилия Кулигина, сломана жизнь Тихо­на, убегает из дома Варвара.

 

Предложения интернет-магазинов