ХЛЕСТАКОВ И ХЛЕСТАКОВЩИНА

Хлестаков — самое широкое и глубокое художественное обобщение Н. В. Гоголя. Фамилия Хлестакова приобре­ла нарицательный характер: появилось понятие «хле­стаковщина».

Подчёркивая типичность своего героя, Н. В. Гоголь писал: «Всякий на минуту… делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он лю­бит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, но не в своей собственной. И ловкий гвар­дейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государ­ственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни».

Иван Хлестаков — главный герой пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Жители уездного города в котором про­исходит действие, приняли мелкого чиновника за важ­ного проверяющего и, оказав ему «материальную по­мощь» с почестями, «сами себя высекли». Невольным орудием этого социально-психологического экспери­мента стал Хлестаков, полностью оправдав свою «гово­рящую» фамилию.

В. Набоков считал, что фамилия героя «гениально придума­на, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёг­кости, бездумности, болтовни, свистка тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец…».

Н. В. Гоголь дал герою чёткую характеристику: «Хлес­таков, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канце­ляриях называют пустейшими.».

Имея низкий социальный статус (XIV классу табели о рангах), Хлестаков, однако, обладает огромным же­ланием вырваться «из грязи в князи».

В городе, где его не знают и явно принимают за бо­лее важную осо­бу, Хлестаков даёт волю фантазии, его хвастовство, «вдох­новлённое», «худо­жественное», «ар­тистичное», порой доходит до абсурда.

«начальник отделения со мной на дружеской ноге»; «хотели меня коллежским асессором сделать»; «один раз приняли меня за главнокомандующего»; «меня уже везде знают»; «с хо­рошенькими актрисами зна­ком»; «с Пушкиным на друже­ской ноге»; «у меня дом первый в Петербурге»; «в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке из Па­рижа»

Алогичность, гиперболизация в рассказах Хлестакова о своей жизни создают комический эффект и позволя­ют читателю ярко увидеть ту разницу между действи­тельностью и вымыслом героя, которую не видят жи­тели уездного города ослеплённые собственным страхом перед начальством и благоговением перед со­циальным статусом.

  • Хлестаковщина — многозначное понятие, обо­значающее прежде всего душевную пустоту, про­стодушную глупость и эгоизм, инфантильность, фантазёрство, желание приукрасить свои вну­тренние качества, приспособленчество, прими­тивность сознания, манерность, себялюбие, спо­собность пускать пыль в глаза.

Н. Г. Чернышевский писал о герое: «Хлестаков чрезвычай­но оригинален, но как мало людей, в которых нет хлестаков­щины!». Герой говорит о себе: «Я везде, везде».

Гоголь считал, что единственным положительным геро­ем в комедии является смех. Этот смех — не над кон­кретными личностями, а над пороками всей русской действительности. Недаром в конце городничий гово­рит: «Чему смеётесь? — Над собою смеётесь!..».

Предложения интернет-магазинов