ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

Художественное произведение не может существовать вне категорий времени и пространства.

  • Время (хронос) художественного произведе­ния всегда отличается от реального историче­ского времени.

В произведении время может выражаться с по­мощью датировки, указа­ния длительности собы­тий и диалогов героев.

«В начале июля, в чрезвы­чайно жаркое время, под вечер.» (Ф. М. Достоев­ский «Преступление и на­казание»)

Автор может «растягивать», «замедлять» время, «свер­нуть» его до ремарки (например, «прошлого года») или вовсе «остановить» (для лирических отступлений). Временная организация в произведении несёт опре­делённую смысловую нагрузку. Например, нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермон­това, хаотизация датировки заметок в «Записках су­масшедшего» Н. В. Гоголя служат определённым худо­жественным целям (постепенное раскрытие характера главного героя, создание стереоскопического образа в первом случае и имитация автором речи и мышле­ния душевнобольного человека во втором).

^ Художественное время может быть:

  • объективным, эпическим (это реальное время, в котором движутся события);
  • субъективным, лирическим (индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального со­стояния);

■ непрерывным (последовательным) и прерывистым;

  • замкнутым, не выходящим за рамки сюжета и не связан­ным с историческим временем;
  • открытым, соотносящимся с определённой исторической эпохой.
  • Пространство художественного произведе­ния — это топос (место), в котором размещаются персонажи и совершается действие.

Пространство может иметь координаты по вертика­ли и горизонтали. Так, «верх» ассоциируется с раем, «низ» — с адом. Горизонтальные координаты также про­тивопоставляются между собой и связываются с течени­ем времени: будущее представляется как нечто, распо­ложенное «впереди», прошлое — «позади».

Важными в характеристи­ке пространства являются пороговые топосы, в ко­торых оказываются герои перед принятием важных решений.

Изображение Расколь- никова на лестницах, порогах, мостах, в ко­ридорах в «Преступле­нии и наказании».

Особое место в русской литературе занимает простран­ство Петербурга: круг «петербургских текстов» состав­ляют отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пуш­кина, Ф. М. Достоевского и других писателей.

^ Традиционно выделяются следующие универсальные пространства: «дом» (замкнутый топос), «простор» (разо­мкнутое пространство) и «порог» (граница между «домом» и «простором», место, где герой делает выбор). Пространство может быть: замкнутым (тесная комнат­ка Раскольникова) или разомкнутым (берег реки в эпило­ге «Преступления и наказания», небо над Андреем Болкон­ским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого); ограниченным или безграничным, сжатым или объёмным; реальным (сцены битв в «Войне и мире» Л. Н. Толстого) или условным (сон в «Сне смешного человека» Ф. М. Достоевского).

Хронос (время) и топос (пространство) неотделимы друг от друга. Для обозначения единства пространственно- временной организации текста М. М. Бахтин ввёл по­нятие «хронотоп».

Предложения интернет-магазинов