БОРЬБА С ВНУТРЕННИМ ЗЛОМ В ДУШЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (ПО ТРИЛОГИИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО», «ОТРОЧЕСТВО», «ЮНОСТЬ»)

Повести «Детство» (1852 г.), «Отрочество» (1854 г.) и «Юность» (1857 г.), объединённые в трилогию глав­ным героем, имеют автобиографическую основу.

Темой трилогии является становление личности в пору детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жиз­ни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире.

  • Трилогия написана от первого лица в виде мемуаров Николеньки Иртеньева, главного героя. Черты его ха­рактера — совестливость, нравственность, стремление к самосовершенствованию — формируются и развива­ются на протяжении всей трилогии.
  • Действие происходит сначала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется («От­рочество»).

Тема семьи проходит через всё повествование, но в по­вести «Юность» отходит на второй план, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром.

Со смертью матери в первой части разрушается гармо­ния отношений в семье, во второй — умирает бабуш­ка, унося с собой огромную моральную силу, и в треть­ей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка «всегда одинаковая». Возвращение преж­него семейного счастья становится совершенно невоз­можным. Герой, проживая «счастье детства», прохо­дит через «пустыню отрочества» и, будучи студентом, преодолев юношеский скептицизм, проникается верой в идеалы добра и счастья.

В трилогии определена проблематика всего дальнейше­го творчества Л. Н. Толстого: утверждение жизни, тол­стовский герой (искатель истины с «умом сердца», «ка­ющийся дворянин»), «диалектика души».

Главная мысль произведения — защита лучшего в че­ловеке, борьба с внутренним злом в душе на разных этапах формирования личности.

Предложения интернет-магазинов