ВЛАСТЬ ИДЕИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Роман «Преступление и наказание» был задуман ещё на ка­торге («Пьяненькие») и постепенно трансформировался в «психологический отчёт одного преступления». Роман от­личается напряжённостью и концентрированностью действия (11 дней), герои изображены в переломные моменты жиз­ни. Действие происходит в Петербурге — символе страш­ного мира «униженных и оскорблённых».

По сюжету, «молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…, решился раз­ом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху… При этом деньги, полученные таким путём, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и… потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству» (из письма Ф. М. Достоевского М. И. Каткову).

В произведении автор затрагивает широкий круг проб­лем:

  • оправдание безнравственных средств высокой целью как проблема романа и эпохи, борьба идей;
  • проблема личной ответственности человека за проис­ходящее в мире.

Критическому осмыслению подлежит идея «сверхче­ловека», ставшая одной из самых актуальных в нача­ле XX в. и наиболее полно разработанная Ф. Ницше. В центре романа — герой-идеолог Родион Раскольни­ков. Суть его идеи:

  • понятия «преступление» не существует;
  • в жестоком мире цель оправдывает средства;
  • люди делятся на «тварей дрожащих» и тех, «кто пра­во имеет» (например, Наполеон).

Теория овладевает героем, и он идёт на преступление, чтобы проверить, кто он. Душевные муки героя начи­наются ещё до преступления, а убийство старой «про­центщицы» влечёт за собой и убийство её племянницы. Это усугубляет его душевные мучения.

Происходят:

  • столкновение с «двойни­ками»;

Лужин — подлец «по убе­ждению», Свидригайлов — гротескное отобра­жение теории героя.

  • психологические поединки с Порфирием Петровичем.

Всё это убеждает Раскольникова в ложности теории.

Встреча с Соней Мармеладовой возрождает его душу, заставляя при­знаться самому себе.

«Я просто убил, для себя убил.».

Он публично кается и идёт с повинной в полицию. На каторгу к нему приезжает Соня. Они читают Но­вый Завет, что символизирует обновление и поворот к новой жизни.

Достоевский показывает антигуманность и несостоя­тельность теории Раскольникова и противопоставляет ей христианскую идею искупления своих и чужих гре­хов через страдание.

Понятие власти идеи над человеком Достоевскому было чуждо, он считал, что человечность и доброта выше всяких идей и теорий. И в этом кроется правда Достоевского, ко­торый знает всё о власти идеи.

«Преступление и наказание» имеет полифоническую при­роду. Теорию полифонического (многоголосого) романа разработал М. М. Бахтин. По мнению исследователя, осо­бенностью произведений Ф. М. Достоевского является «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов». Каждый герой «Преступления и наказания» обладает сво­им «сознанием и самосознанием», «своей точкой зрения на мир и на себя в мире».

Предложения интернет-магазинов