И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ». ПОНЯТИЕ «ОБЛОМОВЩИНЫ»

Произведение относится к жанру психологического ро­мана, написано в 1859 г. В 1847 г. была написана и опу­бликована глава «Сон Обломова», сам же роман созда­вался 10 лет. Напечатан впервые в 1859 г. в журнале «Отечественные записки».

Роман «Обломов» составляет трилогию с романами «Обык­новенная история» и «Обрыв», так как все три произве­дения освещают одну эпоху — переход от помещичье- патриархального уклада жизни к буржуазному.

Замысел романа относится ко второй половине 40-х годов, времени, когда автор работал над «Обыкновен­ной историей».

Великий критик В. Г. Белинский выражал недовольство эпилогом романа «Обыкновенная история»: «Автор имел бы право скорее заставить своего героя заглохнуть в дере­венской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и жениться на большом приданом», как бы предвосхищая развитие сюжета романа «Обломов».

Главная тема романа — судьба поколения, искавшего своё место в обществе и истории, но не сумевшего най­ти правильный путь.

Действие романа происходит накануне отмены крепост­ного права, а с ним и того уклада, который обусловил характер главного героя, завершающего галерею так называемых «лишних людей».

Роман монографичен, т. е. посвящён раскрытию харак­тера и судьбы одного героя.

Четыре части произведения хронологически охватывают во­семь лет (с 1843 по 1851 гг.), однако жизнь героя показа­на от рождения до смерти (ретроспекция в главе «Сон Обломова».)

Роман И. А. Гончарова ввёл в русскую литературу но­вое понятие — «обломовщина».

  • «Обломовщина» — это «атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество», «вопло­щение сна, неподвижной, мёртвой жизни».

Исследуя конфликт между старой и новой Россией, И. А. Гончаров ставит вопрос: какую позицию занять? Идти в ногу со временем, меняясь вместе с ним, или жить по-старому, оставаясь не у дел, но сохраняя своё внутреннее «я»? Поэтому идейное противостояние Обломова и Штольца — один из основных смысло­вых элементов романа.

  • Обломов — «естествен­ный человек», «хру­стальная душа».
  • Штольц — рационалист и прагматик.
  • У Обломова всё «нача­лось с неумения наде­вать чулки, а кончилось неумением жить».
  • Штольцу удаётся всё (он был правильно вос­питан отцом-немцем). Однако автор не пока­зывает его в деле, а рас­сказывает о нём.

Кроме того, Штольц с Ольгой Ильинской «строят» свою Обломовку (описание их семейной жизни).

Сам Гончаров признавал художественную неубедитель­ность образа Штольца («штольцы»-капиталисты — но­вое явление в русской действительности, их позиция была ещё неясна писателю).

Автор не даёт однозначных ответов. Старая Россия, оли­цетворением которой выступал главный герой романа, привлекала И. А. Гончарова духовностью человеческих отношений, уважением к памяти предков, к националь­ным традициям. Видя недостатки патриархальной Рос­сии, главными из которых были бездействие и страх перед переменами, он приходит к выводу, что главное в жизни — это её устойчивость перед всеми обществен­ными потрясениями.

 

Предложения интернет-магазинов