НАРОДНОСТЬ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Хронология поэмы, её жизненная основа связаны с об­щественной атмосферой пореформенного времени, с от­меной крепостного права в 1861 г.

Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, с 1863 г. по 1877 г., собирая материал «по словечку». Из восьми за­думанных частей были написаны лишь «Пролог», «Часть первая», «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир».

Жанр «Кому на Руси жить хорошо» определяют как поэма-эпопея, так как это произведение огромного масштаба, «энциклопедия крестьянской жизни».

  • Автор представляет панораму пореформенной жиз­ни России, всех её сословий: крестьян, помещиков, духовенства.
  • Мир крестьян показан в образах Ермилы Гирина, Якима Нагого, Савелия, Матрёны Тимофеевны, Вла­са, Агапа Петрова, Клима Лавина, Вавилы и др.
  • Сатирически даны образы помещиков (Оболт-Оболду- ева, князя Утятина, его черноусых сыновей и их жён, Шалашникова), помещичьих лакеев, дворовых, попов (в главах «Поп», «Счастливые»).
  • В поэме множество второстепенных персонажей: же­стокий немец-управляющий, артисты Петрушки, сол­даты, солдатская жена, «народные заступники», стран­ники и т. д.

Всё это придаёт произведению многоголосие и эпиче­скую широту.

Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Через всю поэму проходит мысль о тяжёлой крестьян­ской доле, о горе и нищете, о невозможности так жить дальше. Автор изображает тяжёлое положение крестьян, не изменившееся после отмены крепостного права.

  • Отдельная часть («Крестьянка») посвящена судьбе русской женщины-крестьянки. Матрёна Тимофеев­на — воплощение народной нравственности и силы.

Она выстояла в испытаниях, сохранила семью, сни­скала всеобщее уважение («губернаторша»).

Матрёна Тимофеевна на вопрос странников дала однозначный ответ.

«Не дело — между ба­бами счастливую ис­кать… »

В заключительной главе поэмы («Добрые времена — добрые песни») появляется Гриша Добросклонов, в ко­тором Некрасов показывает счастливого человека. Это простой и добрый парень, который сочиняет «до­брые песни».

Он любит свой народ и хо­чет бороться за его свободу и счастье.

«Доля народа, счастье его, свет и свобода пре­жде всего!»

Таким образом, автор находит счастье в преодолении проблем и противоречий российской действительнос­ти, пробуждении народного сознания. Главный герой поэмы — народ. Он не сломлен, в нём рас­тёт осознание своей силы и мощи. Истинно счастливым человеком Некрасов считает «народного заступника».

Автор вводит в свой текст пословицы, поговорки, загад­ки, песни, мотивы былин и народных легенд, упомина­ния обычаев, примет, сказочные элементы (говорящая пеночка, скатерть самобраная, магические числа) и т. д.

  • Некрасов использует художественные средства, ха­рактерные для былинного эпоса;
  • с помощью включения просторечной лексики, фразео­логизмов, народных речевых оборотов создаётся осо­бый национально-самобытный колорит поэмы;
  • песни (народные и некрасовские стилизации) явля­ются неотъемлемой частью поэмы:
  • они утешают народ в горе, помогают пережить не­счастья, сопровождают в радостях;
  • в песнях выражено сознание народа;
  • в начале произведения они играют вспомогатель­ную роль, в конце начинают нести основную смы­словую нагрузку.

В последней песне Гриши Добросклонова, которую герой еще не успел спеть странникам, звучит ответ на главный вопрос о счастье.

Предложения интернет-магазинов