ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского хро­нотоп Петербурга играет такую важную роль, что произ­ведение даже было названо «петербургским романом».

Ф- М. Достоевский открывает Петербург «маленького» че­ловека («…духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь») — это Петербург без Нев­ского проспекта, Эрмитажа, Невы. Писатель не показывает достоинство и красоту города, его природу и архитектуру.

В душе героя «Преступления и наказания» и в душе самого писателя живёт мечта о городе прекрасном, со­зданном для счастья людей. Однако реальность Петер­бурга не такова.

  • Комнаты петербургских домов сравниваются с гро­бами, в них задумываются и совершаются убийства.
  • На улице города коляской раздавлен Мармеладов, по улицам уходит просить подаяния сошедшая с ума Катерина Ивановна с детьми.
  • На площади города Раскольников сталкивается с пья­ной девушкой, над которой надругались.
  • На улицах, в домах, в трактирах этого города проис­ходят трагические конфликты.

Но, породив болезненную идею в душе героя, город даёт и возможность для спасения: Раскольников вы­ходит на перекрёсток, чтобы признаться перед всем миром в своём преступлении и принять на себя муку искупления.

Город Петербург уже выступал действующим лицом в про­изведениях А. С. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова. В рус­ской литературе сложилось понятие «петербургский текст». Петербург изображается как город «хозяев» жизни и нище­ты, безразличный к человеческим страданиям, жестокий, безжалостный.

Предложения интернет-магазинов