Ф. И. ТЮТЧЕВ «О, КАК УБИЙСТВЕННО МЫ ЛЮБИМ…»

Стихотворение «О, как убийственно мы любим.» было написано в 1851 г., жанр — интимная лирика.

  • Стихотворение посвящено Елене Денисьевой, гра­жданской жене Тютчева, отвергнутой обществом. Еле­на Александровна была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнад­цать лет были открыто связаны узами гражданско­го брака и детьми.
  • Незаконная, запретная любовь приносила Елене Александровне много страданий. Елена Александ­ровна, долго болевшая чахоткой, умерла в возрасте 38 лет. Скончались от чахотки четырнадцатилетняя дочь Тютчева и Денисьевой Елена и их годовалый сын Николай.

 

Тютчев посвятил возлюбленной целый цикл стихов, которые исследователи назвали «денисьевским». Все стихи этого цикла исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. В них нет радости, счастья, которые свойственны любящим людям. Чувство раздвоённости поэта между Нести (Эрнестина) и Лелей (Елена), приводит его к «страшному выво­ду»: «О, как убийственно мы любим…».

Стихотворение представляет собой скрытый диа­лог, при этом один из собеседников присутствует не­зримо. Любовь созидательна — она возрождает к жиз­ни, зовёт на подвиги, без любви род людской перестал бы существовать.

Но у Тютчева любовь и жизнь, любовь и счас­тье — «вещи несовмести­мые», любовь Тютчева — это любовь-страдание, любовь-страсть, разру­шающая объект, на ко­торый направлена.

«О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему ми­лей!»

 

 

Любовь лирического ге­роя смешана с чувством вины, так как принесла страдания любимой.

«И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе её цвело».

Автор раскаивается, понимая, что своей любовью при­чинил девушке, которая не заслуживала переживать столько страданий, много горя.

Он подчеркнул, что «незаслуженным позором на жизнь её она [любовь] легла».

Любовь ушла, оставив «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз».

Использование архаизмов (ланиты, очи, отрада, отре­ченье, взор), междометий напоминают высокий стиль од, а интонация стихотворной речи помогает передать чувства автора. Стихотворный размер — пятистопный хорей с перекрёстной рифмой.

Поэт использует экс­прессивный синтак­сис: в стихотворении множество риторических вопросов, восклицаний, многоточий — всё это усиливает эмоциональ­ность произведения, де­лая речь лирическо­го героя напряжённой, взволнованной.

«И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолётным гостем он!»

Начинается и заканчивается стихотворение одними и теми же строками. («О, как убийственно мы любим! <…> Что сердцу нашему милей!..»). Этот повтор помо­гает усиливать впечатление от прочитанного стихотво­рения, понимать всю силу чувств автора.

Выбор эпитетов имеет большое значение для выраже­ния чувств. Довольно необычное выражение «убийст­венно любим» помогает понять и глубину любви, и силу страданий автора.

 

Предложения интернет-магазинов