Государственный аппарат

Механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Деятельность любого государственного аппарата строится в со­ответствии с конкретными принципами, под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и функ­ционированию государственных органов. В демократических госу­дарствах (в том числе и в России) к таковым относятся:

  1. принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
  2. принцип разделения властей, исключающий возможность про­извола со стороны государственных органов и должностных лиц;
  3. принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;
  4. принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;
  5. принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов;
  6. принцип профессионализма и компетентности государствен­ных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;
  7. принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспе­чивающий разграничение предметов ведения между федера­цией и её субъектами.

Государственный аппарат состоит из различных по порядку фор­мирования, структуре и роли в осуществлении власти государствен­ных органов. Государственный орган — это составная часть меха­низма государства (физическое лицо или организация), наделённая государственно-властными полномочиями и участвующая в осущест­влении функций государства. Таким образом, государственный орган:

  1. представляет собой самостоятельный элемент государствен­ного аппарата;
  2. наделён властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;
  3. образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию. Компетенция государственно­го органа — это объём и перечень государственно-властных полномочий, закреплённых за этим органом, а также его юри­дические обязанности. Кроме того, часто в понятие компетен­ции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трёх формах. Первой формой является издание нормативно-правовых актов. Вторая форма — это принятие правоприменительных актов. Третья форма представляет собой организационную деятельность государственного органа.

Органы государства различают по нескольким критериям:

  1. 1) по срокам полномочий все государственные органы делятся на временные и постоянные. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без офаничения срока. Например, к времен­ным органам в России в 1917—1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное собрание;
  2. по месту в иерархии государственные органы подразделяются на высшие и местные. В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъектов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государствен­ная дума Федерального Собрания РФ; примером органа вла­сти субъекта федерации — Правительство Москвы; примером местного органа власти — мэр Владивостока;
  3. по характеру осуществления компетенции различают коллеги­альные и единоначальные государственные органы. К первым относится, например, Верховный Суд Российской Федерации, ко вторым — Генеральный прокурор РФ;
  4. по порядку формирования государственные органы бывают первичными, т.е. избираемыми непосредственно населением, и производными, которые формируются первичными. Приме­ром первичных органов может служить Московская городская дума, производных — Федеральная служба безопасности РФ;
  5. по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и право­охранительные (суды, органы внутренних дел) государствен­ные органы;
  6. в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Потребность в разделении властей на законодательную, испол­нительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граж­дан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государ­ства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование офаничения власти короля, а затем её стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История оказывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство всё время борются между собой, и периодически в этой борьбе побе­ждает государство.

Теория разделения властей предполагает раздельное функциони­рование трёх разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной её вет­вью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролиро­вать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Таким образом, разделение властей предоставляет определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функ­ционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти (рис. 36).

Ведущее место в системе разделения властей занимает законода­тельная ветвь власти. Законодательная власть — это делегирования я народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, а также наблю­дения и контроля за исполнительной властью, главным образом в фи­нансовой сфере.

Законодательная власть — это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передаёт власть депутатам и таким обра­зом уполномочивает законодательные органы осуществлять государ­ственную власть.

В различных государствах законодательные органы называют по-разному: в Российской Федерации — Федеральное Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во Франции — Национальное собрание. Исторически первым законодательным ор­ганом являлся английский парламент (от франц. раг1ег — говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом.

Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем ниж­ней, её депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат только нижние палаты пар­ламента. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным «засло­ном» на пути поспешных и популистских законопроектов, принятых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых — предварительное рас­смотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парла­мент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ра­тифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации. Депу­таты обязаны периодически работать в своих округах, отчитывать­ся перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (императивный мандат).

Ведущее положение парламента в системе государственной вла­сти и управления называется парламентаризмом.

Исполнительная власть — это вторичная, подзаконная ветвь го­сударственной власти, деятельность которой направлена на обеспе­чение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнитель­ных органов, которые призваны осуществлять исполнительно-рас­порядительную деятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состоит в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требо­ваний, содержащихся в законах и актах вышестоящих органов. Рас­порядительная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше тре­бований, организуют исполнение законов и распоряжений граж­данами и общественными организациями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.

Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в стро­гом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятель­ность исполнительных органов государства называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через прези­дента и правительство, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство не­сёт, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путём специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях урав­новешивания законодательной власти) может, не уходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявля­ется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верх­ней палаты парламента.

Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотре­ния и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создаёт общих правил поведения (зако­нов), он не занимается управлением. Но, осуществляя государствен­ную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламен­том, другие нормативные акты органов государства, а исполнитель­ная власть реализует его решения (тюремное содержание преступ­ников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

  1. осуществление правосудия только судом;
  2. образование судов на началах выборности;
  3. независимость суда и подчинение его только закону;
  4. неприкосновенность судей и их несменяемость;
  5. коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители — при­сяжные заседатели. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демокра­тическом государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публично­сти, гласности, устности, непрерывности и состязательности судеб­ного разбирательства, ведения дела на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных ак­тов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные дого­воры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполни­тельной власти. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и её субъектами.

Все суды в соответствии с правовой сферой, на которую распро­страняются их полномочия, подразделяют на суды общей, специаль­ной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об админист­ративных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рас­сматривают дела, судопроизводство по которым имеет определённую специфику (например, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими сво­их полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ таких судов пока нет).

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему испол­нительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к за­конодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным испол­нением и применением законов на.территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по не­которым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоя­тельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвёртую ветвь власти — средства массовой информации. Этим подчёркивается их особое влия­ние на принятие политических решении в демократическом обще­стве. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикует­ся информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Предложения интернет-магазинов