Государственный бюджет, его сущность и роль. Государственный долг

Государственный бюджет представляет собой важное звено фи­нансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расхо­ды государства. По своему экономическому содержанию он отражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридически­ми и физическими лицами по поводу перераспределения получае­мого национального дохода между различными сферами хозяйства и социальными группами общества.

Государственный бюджет — это основной финансовый план госу­дарства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны утверждается законодательным органом власти — парламен­том; в Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ.

Государственная бюджетная система России включает в себя фе­деральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципаль­ных образований.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета называют бюджетным процессом.

Бюджетный процесс в РФ регламентирован Конституцией и за­конодательством Российской Федерации и состоит из пяти стадий:

  1. стадия — составление проекта бюджета Правительством РФ;
  2. стадия — рассмотрение проекта бюджета Государственной ду­мой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счётной палатой РФ;
  3. стадия — утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ;
  4. стадия — исполнение бюджета, которое осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря ежегодно. Этот пе­риод времени называется бюджетным годом;
  5. стадия — составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течение первых 5 месяцев следующего года).

Аналогично разрабатываются и утверждаются бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Реализация бюджета происходит при помощи бюджетного фи­нансирования. В России важную роль в этом процессе играет Ми­нистерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему госу­дарственного управления финансами, проводит единую политику, организует и контролирует исполнение бюджета. Также государствен­ный финансовый контроль в РФ осуществляет Счётная палата РФ, подотчётная в своей деятельности Федеральному Собранию РФ.

Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной (рис. 29).

Доходная часть бюджета формируется за счёт налогов, кото­рые выплачивают физические и юридические лица, а также займов

Рис. 28. Схема бюджета государства

и эмиссии денег. В зависимости от государственного устройства стра­ны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономи­ческих, социальных и политико-административных функций. В за­висимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства, расходы по пре­доставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).

В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит.

Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюдже­та над его расходами. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами.

Способы по преодолению бюджетного дефицита:

  • сокращение бюджетных расходов;
  • изыскание дополнительных источников доходов;
  • эмиссия денег;
  • заём у населения или других государств и международных фи­нансовых организаций.

Сумма непогашенных обязательств государства перед банка­ми-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельца­ми государственных ценных бумаг, перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом.

Государственный долг делится на внутренний (задолженность го­сударства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам дру­гих стран). По срокам погашения различают долг краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Управление государственным долгом осуществляется правитель­ством РФ.

Российская Федерация не несёт ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным прави­тельством.

Максимальные объёмы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьёй 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объём государственных внешних заимствований не должен превы­шать годовой объём платежей по обслуживанию и погашению госу­дарственного внешнего долга.

Для снижения долгового бремени может применяться реструк­туризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствова­ний в объёмах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредито­рам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ (рис. 29).

Предложения интернет-магазинов