Государство, его признаки и функции

При определении понятия «государство» различные учёные вы­двигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуати­руемых классов, либо организацию общих дел, вытекающих из при­роды всякого общества.

Так, древнегреческий философ Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Из­вестный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединённых началами права и общей пользы. Английский фило­соф XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство — это «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора мно­гих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Сущность государства — это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функционирование. Долгое время в на­шей науке господствовал марксистский подход к определению госу­дарства. Абсолютизация насилия как его сущности привела К. Марк­са, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к утверждению, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, ис­пользующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства. В XX веке изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство соци­ального компромисса в условиях верховенства права. Государство стало инструментом примирения социальных противоречий, пред­ставляющим интересы всего общества.

Изменилось и само общество. Статус человека и его принадлеж­ность к какой-либо социальной группе определяется сегодня не толь­ко отношением к средствам производства. Власть в государстве при­носит также обладание информацией, квалификацией, талантами. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства всё более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциаль­ная деятельность. И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

Существование государства в качестве политического института обусловлено тем, что оно является особой организацией политиче­ской власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

Как структурная организация государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных политических ор­ганизаций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отличается чётко структурированной системой органов, осуществляющих его много­образные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют лю­дей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определённой терри­тории с последующим разделением её на административно-террито­риальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определённую территорию.

В современной юридической науке наиболее распространённым опре­делением государства является следующее: государство — это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппа­ратом принуждения и способная придавать своим велениям обязатель­ную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки.

  1. Наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним.
  2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают матери­альными средствами для систематического, профессионального осу­ществления своих функций.
  3. Территориальная организация власти и населения. Государ­ственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пре­делах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного госу­дарства, разделяется по административно-территориальным едини­цам, по которым и осуществляется управление обществом.
  4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают фи­зические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на тер­ритории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных полити­ческих организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

  1. Суверенитет — полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверени­тет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независи­мостью. Верховенство означает способность государства самостоя­тельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими стра­нами.

Иногда суверенитет того или иного государства является огра­ниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета мо­жет иметь место, например, по отношению к побеждённому в вой­не государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договорённости с другими государствами ради дости­жения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федераль­ным органам.

  1. Монополия на правотворчество, подразумевающая исклю­чительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные, социально значи­мые направления его деятельности, выражающие сущность государ­ства и соответствующие главным задачам определённого историче­ского этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очерёдности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следова­тельно, и соответствующие им функции.

Каждая из функций государства имеет определённое содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его ор­ганы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остаётся неизменным — оно меняется вместе с изменениями, происходящи­ми в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-техническйй прогресс, процессы информатизации и др.

По объекту воздействия функции государства могут быть разде­лены на внутренние и внешние. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства внутри страны.

Таблица 20

Функции государства

Внутренние Внешние
1) функция охраны законности и правопоряд­ка, прав и свобод граждан государства; 1) защита страны от внешней угрозы (строительство во­оружённых сил, ведение оборонительных войн, соз­дание и деятельность контр- разведки, пограничных войск и т.д.):
2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных со­циальных групп и индивидов; 2) взаимодействие с другими государствами и международ­ными организациями (эко­номическое сотрудничество, участие в работе различных международных организа­ций, в военно-политических блоках и союзах и т.д.).
3) политическая функция (обеспечение наро­довластия и государственного суверенитета);  
4) экономическая функция (выработка эко­номической политики, формирование го­сударственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы нало­гообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);  
5) социальная функция (создание системы со­циальной защиты населения, систем здра­воохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.);  
6) экологическая функция (деятельность, на­правленная на охрану, восстановление и улуч­шение природных условий жизни людей);  
Внутренние Внешние  
7) идеологическая функция (пропаганда опре­делённых идей и ценностей с помощью госу­дарственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).    

Внешние функции — это основные направления деятельности го­сударства, проявляющиеся преимущественно вне государства и об­щества, во взаимоотношениях с другими организациями или госу­дарствами.

Такой набор функций государства — свидетельство полного ого­сударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном эта­пе насилие в отношении многих социальных групп перестаёт быть актуальным. Государство уменьшает своё присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: обще­ство должно развиваться в условиях идеологического и политиче­ского плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учёт и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направ­ленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направ­ленная на развитие существующих общественных отношений (эко­номическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Ещё одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выпол­няются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые об­условлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают своё значение.

И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учёта.

Государство осуществляет свои функции в определённых формах. Они делятся на правовые и организационные. К правовым формам относятся:

  1. правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);
  2. правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);
  3. правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государ­ства являются следующие:

  1. организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов доку­ментов, организацией выборов и т.д.);
  2. организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хо­зяйственная работа, связанная с бухучётом, статистикой, снаб­жением и т.д.);
  3. организационно-идеологическая (повседневная идеологиче­ская работа, связанная с разъяснением вновь изданных нор­мативных актов и формированием общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и в так называе­мых внеправовых формах, т.е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным демокра­тическим государствам это, однако, несвойственно.

Предложения интернет-магазинов