Гражданское общество и правовое государство

Идея гражданского общества появилась в новое время, в проти­вовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний по­рядок (полицию и т. п.).

В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямо­го вмешательства и произвольной регламентации со стороны государ­ственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоя­тельный и полноправный гражданин.

Однако для функционирования гражданского общества необхо­димо наличие и иных предпосылок:

  • экономических (частная собственность, многоукладная эко­номика, свободный рынок и конкуренция), социальных (боль­шой удельный вес в обществе среднего класса);
  • политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрали­зация власти и политический плюрализм);
  • культурных (обеспечение права человека на информацию, вы­сокий образовательный уровень населения, свобода совести).

На первом этапе (XVI — XVII вв.) формирования гражданского общества складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошёл переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики).

Второй этап (XVIII — конец XIX в.) характеризовался формиро­ванием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма.

На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре общества (превращение среднего класса в ос­новную социальную группу), идёт процесс становления правового социального государства.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокультурном и политико-культурном.

На первом уровне граждане создают ассоциации или организа­ции (частные, акционерные предприятия, профессиональные объ­единения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье.

На втором — для удовлетворения потребностей в духовном совер­шенствовании, знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы.

Третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической дея­тельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

Правовым государством называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определён­ных законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Правовое государство характеризуют следующие признаки:

  1. Верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объеди­нения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требо­ваниям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е.:

а)   максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б)   приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

в)   приниматься в соответствии с законно установленной про­цедурой;

г)   не противоречить ни Конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограни­чивая их.

  1. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
  2. Последовательно проведённый принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.
  3. Взаимная ответственность государства и гражданина — за на­рушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность право­нарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государ­ства (иногда их называют его основами) являются:

  1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, по­скольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
  2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходи­мости сознательного участия в управлении государственными и об­щественными делами;
  4. создание внутренне единой и непротиворечивой системы за­конодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
  5. гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешатель­ства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона), решать встающие перед ним проблемы, может быть соци­альной базой правового государства.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном рефе­рендуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплён демократический ре­жим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конститу­ции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформули­рованы в соответствии с нормами международного права.

Но формирование правового государства — длительный процесс. Для построения правового государства в Российской Федерации не­обходимо:

  1. устранить коллизии в системе права как между отдельными фе­деральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все норма­тивно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);
  2. преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворче- ском и правоприменительном уровнях, так и в общественном созна­нии; воспитывать в обществе уважение к праву;
  3. усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
  4. устранить декларативность прав и свобод, провозглашённых Конституцией, путём установления реального процессуального по­рядка их судебной защиты, преодолеть недоверие к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, спо­собствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

Политические партии

Политическая партия (от лат. pars — часть) — один из важнейших институтов политической системы общества. Существует несколько подходов к определению понятия партии.

В XIX — начале XX в. под партией, как правило, понимали объ­единение, группу сторонников какой-либо идеологии, добивающих­ся реализации своих целей посредством политики.

Марксизм понимает под партией наиболее активную часть класса или социального слоя, выражающую его политические интересы.

В политологии XX в. партию определяют как институт политиче­ской системы общества.

Политическая партия — это специализированная, организационно-упо- рядоченная фуппа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаки партии: наличие программы, в которой сформулиро­ваны цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важней­шие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов и партийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвлённой сети первичных местных организаций; уча­стие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII — XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения ши­роких общественных слоёв к участию в управлении государством.

Первоначально политические партии создавались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах.

Сейчас партии возникают также в результате трансформации не­партийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных об­ществ, клубов). Довольно часто они создаются популярными и влия­тельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые пар­тии, образующиеся «снизу», в результате оформления стихийных социальных движений.

Среди функций политических партий выделяют следующие (см. рис. 37).

Партия — один из важнейших институтов гражданского обще­ства, осуществляющий его связь с государством.

Существует несколько классификаций политических партий в со­ответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа связи с избирателями и органи­зации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые партии представляют собой

немногочисленные, аморфные, состоящие из авторитетных полити­ческих деятелей организации, в которых отсутствует институт фик­сированного членства, членские взносы, отработанный механизм приёма. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые партии имеют слож­ную организационную структуру, многочисленны, основным источ­ником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведётся из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

  1. в зависимости от степени участия в осуществлении полити­ческой власти партии делятся на правящие и оппозиционные. По­следние могут быть как легальными (деятельность их разрешена го­сударством, они официально зарегистрированы), так и нелегальными (запрещённые государством, действующие подпольно);
  2. по устойчивости существования политические партии подраз­деляются на стабильные и неустойчивые;
  3. по характеру членства политические партии могут быть откры­тыми (со свободным членством представителей различных социаль­ных слоёв) и закрытыми (с большим количеством формальных требо­ваний к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
  4. по характеру целей и по отношению к существующему обще­ственно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование сущест­вующего общественного строя), реформистские (выступают за по­степенные изменения существующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие пре­образования, которые приспосабливают её к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановле­ние старых, отживших общественных структур);
  5. по месту в политическом спектре общества партии можно услов­но подразделить на левые (выступают за интересы трудящихся, социа­лизацию производства, создание основ социалистического общества), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, ос­новы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и цент­ристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и действующих в стране пар­тий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитар­ных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна пар­тия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жёстким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима является мно­гопартийность, под которой понимается существование и легаль­ная деятельность в государстве двух и более партий. При этом ре­ально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает сво­бодного функционирования и участия в политической жизни других партий (например, коммунистических).

В Конституции Российской Федерации признаётся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объ­единения равноправны. В настоящее время в нашей стране действует несколько политических партий.

Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение ос­нов конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых и военизирован­ных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических пар­тий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения полити­ческих партий формируются и действуют только по территориально­му признаку (не допускается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооружённых Силах, в государственных и негосударственных организациях, в учебных заведениях).

Политические партии создаются свободно, без разрешений орга­нов государственной власти, однако в полном объёме могут осущест­влять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами по­литической партии иностранные граждане и лица без гражданства.

Важнейшим фактором развития партийной системы Россий- ркой Федерации являются выборы депутатов Государственной думы по пропорциональной системе (по партийным спискам).

Предложения интернет-магазинов