Древняя Греция

В Древней Греции многие философы обращались к вопросам общественного устройства.

Причины неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни рассматривал Платон (конец V — начало IV в. до н. э.). Он считал, что людям для удовлетворения своих потребностей в пище, жилье, одежде и пр. нужно объединиться в государство. Государство обеспечит населению защиту от внешних врагов и поддержит порядок внутри страны.

Управлять государством, считал Платон, должен мудрый, одаренный, высоконравственный, юриди­чески подготовленный человек. При решении воп­росов защиты людей, распределения материальных благ, создания условий для творческой деятельности государство должно руководствоваться справедли­востью.

В государстве Платона население делилось на три группы:

  • те, у кого преобладает разумное начало (муд­рецы);
  • те, кто отличается мужеством, чувством долга (воины);
  • люди, занимающиеся физическим трудом (крестьяне, ремесленники).

Личность у Платона должна полностью подчи­ниться государству.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.), ученик Пла­тона, развивая его идеи, наряду с государством выделил семью и селение как особые типы общения. Он не отрицал частной собственности и считал, что опорой государства является средний слой. И Пла­тон, и Аристотель не относили рабов к гражданам государства.

Основными задачами государства, считал Арис­тотель, являются:

недопущение чрезмерного роста политичес­кой власти личности;

предотвращение накопления имущества гражданами;

удержание в повиновении рабов.

В античной философии природа рассматривалась как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же можно проследить в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокуп­ность атомов {Демокрит).

Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Чело­век и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как непосредственную цель пре­образовательной деятельности человека.

В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому и природа, и в первую очередь сам человек рассмат­ривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по его образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противо­поставляться более «низкой» греховной природе.

И речь идет уже не о слиянии человека с приро­дой, а о возвеличивании человека над природой.

Падает и не поощряется интерес к изучению мате­риального мира.

В эпоху Возрождения — период расцвета куль­туры и прежде всего искусства — взгляды на вза­имоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества.

В ХУН-ХУШ в. начинают бурно развиваться науки, проводятся многочисленные опыты и экспе­рименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени и в практических действиях все более от­четливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. «Цель науки и техники, —подчеркивал Ф. Бэкон, — господство над природой». Появлению таких идей способствует и все увеличивающаяся мощь человеческого общества, рост его производительных сил.

Постепенно в дальнейшем в теории, как и в практической деятельности человека, окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой.

Предложения интернет-магазинов