Духовный мир личности

Духовный мир человека — внутренний мир (мысли, чувства и т.д.). В древности человеческое мышление развивалось по пути мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, они впитали в себя познавательный опыт древнего человека. Однако в мифологии содержатся сведения не только о богах и героях, но и о чудовищах и дру­гих проявлениях зла, которое боролось с добром. Эта извечная борьба добра и зла характерна и для духовного мира человека.

Духовный мир человека мыслители древности нередко отождествляли с душой.

Душа — нечто отличное от тела, хотя и свя­занное с ним, и ее проявлениями являются мысли, чувства, воля и т.д. Материальное (тело) и духовное (душа) — два самостоятельных начала (античное представление). Древнеиндийские философы выска­зывали мысли о том, что тело и душа составляют как бы единое целое.

В Новое время термин «душа» стали употреблять для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Сущность духовного мира человека определяют и словом «дух». Т. Гоббс считал, что «дух» — человеческое измерение, человеческий ра­зум или его склонность (если склонность к злобе, то говорим о злом духе, склонность к храбрости — о ве­личии духа и т.д.). К. Ясперс считал, что дух — целос­тность мышления, деятельности, чувства.

Затем в научный оборот вошло понятие духов­ной жизни людей, охватывающее все разнообразие человеческих чувств и достижений разума, которое объединяет как усвоение накопленных, так и творчес­кое создание новых духовных ценностей. С духовной жизнью людей связано понятие духовность — стрем­ление к высоте своих идеалов и помыслов, опреде­ляющих направления деятельности, т.е. следование таким ценностям, как душевность, дружелюбие, доброта, великодушие и т.д.

Человек, у которого духовная жизнь слабо разви­та, бездуховен. В процессе внутренней жизни человек осмысливает, анализирует сделанное и обдумывает новые шаги для осуществления своих целей, которые затем будут проанализированы, оценены.

К духовной жизни относят веру, чувства, знания, способности, потребности, цели, стремления (к само­познанию и самосовершенствованию и т.д.).

Диапазон духовной культуры, накопленной че­ловечеством, дает каждому человеку возможность выбора духовных ценностей, наиболее соответству­ющих его вкусам, способностям и условиям жизни.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой в любых условиях и при любых обстоятельс­твах человек может только сформировавшись как личность. Быть личностью — иметь способность ориентироваться в массе знаний и ситуаций, нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять любым воздействиям извне.

Главное в духовной культуре личности — актив­ное, творческое и ответственное отношение к жизни, природе, другим людям, к самому себе.

Вся познавательная деятельность человека на­правлена на удовлетворение духовных потребностей (потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле жизни). Но знания не исчерпывают духовный мир человека. Составной его частью являются и эмо­ции — субъективные переживания по поводу ситуа­ций и явлений действительности.

Наиболее сильные эмоции называются страстя­ми, которые могут привести личность к совершению как подвигов, так и преступлений. Поэтому человеку необходимо научиться управлять своими эмоциями, сдерживать их, но это не означает полного подавле­ния выражения чувств.

Предложения интернет-магазинов