Институты прямой демократии. Выборы и референдумы

Все институты непосредственной демократии можно разделить на имеющие окончательное, общеобязательное значение и имеющие консультативное значение. К первой группе институтов относятся выборы и референдумы.

Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осущест­вляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. Путём выборов формируются парламенты, органы мест­ного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой. Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.

Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расо­вые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избира­тельного права в зависимости от времени проживания в избиратель­ном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на прин­ципах всеобщих, прямых, равных избирательных прав при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право — это право на участие в выбо­рах всех граждан, достигших определённого возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факто­ров. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на рав­ных основаниях (упрощённо эта формула звучит так: «Один избира­тель — один голос»). Каждый избранный депутат представляет при­мерно одинаковое число избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы мо­гут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата.

Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Другими принципами, характеризующими избирательное право, являются: свобода выборов и добровольное участие в них, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и общественный контроль за прор- «нием выборов, а также альтер­нативность последних (реальная возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов).

Избирательный процесс представляв собой порядок > основные стадии в организации выборов. V Зирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

  1. назначение выборов (как правило, главой государства);
  2. организацию избирательных округов с приблизительно равны числом избирателей;
  3. создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготов­ку и проведение выборов;
  4. регистрацию избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
  5. выдвижение кандидатов на выборные должности и их регист­рация;
  6. предвыборную агитацию;
  7. процесс голосования по избирательным участкам;
  8. подведение итогов голосования;
  9. установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

При необязательной регистрации закон даже формально не ста­вит своей целью добиться включения в списки избирателей всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обя­занность лишь не допустить к участию в выборах лиц, не имеющих права голоса. Система необязательной регистрации имеет две раз­новидности. При первой из них регистрация избирателя является постоянной: избиратель, один раз внесённый в списки для голосова­ния, считается навсегда зарегистрированным и вычёркивается из них только в случае смерти. Сущность второй разновидности состоит в том, что регистрация является периодической: через определённое время списки избирателей аннулируются и каждый избиратель, же­лающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию.

При обязательной системе регистрации регистратор обязан по­заботиться о том, чтобы каждый имеющий право голоса был внесён в списки для голосования.

Распределение мандатов по итогам голосования может произво­диться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчёта голосов.

Мажоритарная система представляет собой такой способ опре­деления результатов голосования, при котором для получения ман­дата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает всё». Разновидностями мажоритарной системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритар­ная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолют­ное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако сущест­венны и её недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандида­тов не набрал абсолютного большинства голосов), что ведёт к росту абсентеизма (уклонение от участия в выборах).

При мажоритарной системе относительного большинства из­бранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позво­ляет определить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма не­значительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.

Пропорциональная избирательная система — это способ определе­ния результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой пар­тией числу голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто из­бирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата: для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партия­ми, в некоторых странах введён так называемый процентный барьер: списки, не набравшие определённого числа голосов (5—7%), отстра­няются от распределения мандатов, и собранные ими голоса не учи­тываются при подведении итогов.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их пол­номочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т.е. независимости депутата от избирателей. Принцип сво­бодного мандата реализован и в избирательном законодательстве Российской Федерации. В бывших же советских республиках суще­ствовал так называемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в своей деятельности наказами избирателей, ответственен перед ними и мог быть досрочно отозван.

Ещё одним институтом прямой демократии является референ­дум — всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосо­вание было проведено еще в 1439 г.

Референдумы разделяются:

а)   по правовой силе результатов на консультативные (решения это­го референдума не обязательны к исполнению, цель его — вы­яснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

б)   по содержанию проектов, выносимых на голосование, на кон­ституционные (принятие конституции либо внесение изме­нений и поправок в неё), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение го­сударственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);

в)   по способу организации на обязательные (выносимый на го­лосование вопрос может быть решён только референдумом)

и факультативные (референдум по данному вопросу не явля­ется обязательным).

Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определённого чис­ла граждан или органов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положи­тельный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении пол­номочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведётся агитационная работа. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.

Все остальные институты прямой демократии (например, митин­ги, шествия, пикетирования и др.) имеют консультативное значение.

Предложения интернет-магазинов