Искусство как форма культуры: понятие, виды, функции

В структуре духовной культуры важное место занимает искусство.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая

произведения искусства, художники, композиторы, поэты и другие представители творческих профессий осуществляют художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с приро­дой, окружающим миром и другими людьми в определённых исто­рических условиях.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Искусство отражает жизнь, используя специфические приёмы и методы. В кинофильме целые годы, десятилетия и даже века могут пролететь в одно мгновение, в то же время одна минута может быть растянута на полчаса в зависимости от замысла режиссёра. Искусство оказывает воспитательное воздействие на людей, прежде всего, при помощи эмоций: мы страдаем вместе с героями, переживаем за них, радуемся вместе с ними, испытываем разнообразные чувства. Самым важным предназначением искусства является предоставление чело­веку возможности познать и изменить самого себя путём соприкос­новения с особым миром прекрасного.

Основные функции искусства:

  1. Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха. Например, посещая театр и наслаждаясь музыкой, игрой актёров, великолепной обста­новкой, мы на время забываем о проблемах, работе и т.д.
  2. Компенсаторная — восполняет неудовлетворённость реальной жизнью, даёт возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности. Например, занимаясь живо­писью, человек успокаивается, избавляется от страха, неуверенности в себе, он реализует возможность самовыразиться, донести до людей свои мысли, идеи, переживания.
  3. Коммуникативная — является средством общения в простран­стве культуры различных людей и даже различных народов. Напри­мер, иностранные граждане с удовольствием посещают спектакли Большого театра в Москве, через игру актёров, музыку, танец позна­вая душу российского народа, его культуру, историю, обычаи и тра­диции.
  1. Эстетическая — направлена на преобразование мира по прин­ципам гармонии, красоты. Например, архитектор, разрабатывая проект здания, учитывает особенности места, его колорит, обращает внимание на то, как это здание впишется в общий архитектурный ансамбль, какие идеи и настроения оно будет нести людям.
  2. Воспитательная — через примеры поведения героев влияет на человека, вызывает сопереживание, побуждает к определённым поступкам, учит человечности, укрепляет волю и разум, способствует смягчению общественных нравов. Например, подвиг советских лю­дей в годы Великой Отечественной войны, изображённый в художе­ственном фильме «Брестская крепость», вызывает чувство гордости за свой народ, способствует формированию патриотизма, граждан­ственности.
  3. Познавательная — создаёт свою версию окружающего мира, способствует получению нового знания об окружающем мире при помощи художественных образов, развивает мышление. Художест­венное знание не стремится к достоверности, оно носит субъектив­ный характер. Например, в русской литературе Пётр I воплощён как яркий исторический персонаж. А. С. Пушкин воспел подвиг Петра 1 и его воинства в произведениях «Полтава», «Медный всадник», в ис­торическом романе «Арап Петра Великого».
  4. Прогностическая функция искусства помогает людям приоб­щиться к новому, идеальному, определяет направления развития че­ловека и общества в целом, поднимает острые проблемы сохранения планеты, выживания людей. Например, фантастическое произве­дение А. Беляева «Продавец воздуха» предупреждает об опасности для человечества такого состояния, когда всё становится товаром. Идея о продаже воздуха может показаться абсурдной, но это толь­ко на первый взгляд. А затем вспоминаешь о том, что в наше время возможна продажа участков на Луне или Марсе. Разве может воздух кому-то принадлежать? А планета? Сегодня находятся люди, которые считают такие «сувениры» вполне нормальными. Главный герой этого произведения Бэйли, в отличие от предприимчивых «планетных» бизнесменов, готов был во имя получения баснословных денег по­жертвовать жизнями миллионов невинных людей.

Искусство так же, как и религия, сопровождает человечество с древнейших времён. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простей­шие статуэтки, имели свои ритуальные танцы. Постепенно творче­ство становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них. Семь чу­дес света — это древнейшие памятники архитектуры, которые по пра­ву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершённости, полноты и совершенства. При этом традиционным жанром эллинистической поэзии являлось про­славление списка самых знаменитых деятелей культуры — поэтов, философов, царей, полководцев и пр. — либо выдающихся памят­ников архитектуры.

Первые упоминания о Чудесах света встречаются именно в эту эпоху, когда по Европе уже прошли победоносные войска Алексан­дра Македонского. Широкое распространение греческой культуры на территориях, входящих в состав государств, которые завоевал великий полководец, обеспечило громкую известность отдельным памятникам и архитектурным сооружениям. Но следует отметить, что «отбор» чудес происходил постепенно.

Рис. 20. Семь чудес Древнего мира

Историки и учёные считают, что самой древней является первая достопримечательность — Пирамиды Гйзы (Египет). Отличительной особенностью этого Чуда света является то, что только оно сохрани­лось по нынешний день в почти первозданном виде. Датируется по­стройка Пирамид Гизы приблизительно 1983 годом до н.э., и самым крупным строением из комплекса является гробница Хеопса.

Остальным Чудесам света не так повезло, и до наших дней до­жили только развалины некоторых из них. К примеру, Висячие сады Семирамиды, которые создавались в VI веке до н. э., были разрушены наводнениями во II веке. Но даже обветшалые остатки этого величе­ственного сооружения захватывают дух.

Статуя Зевса из Олимпии, созданная приблизительно в 435 году до н. э. известным античным скульптором Фидием, сгорела почти через тысячу лет в Константинополе.

Храм Артемиды в Эфесе был возведён в 550 году до н. э., но по про­шествии двух веков его также разрушил сильнейший пожар.

Галикарнасский Мавзолей создан архитектором Пифеем в 351 году до н.э. В 1494-м на юго-западе Турции были отмечены землетрясе­ния, после которых сохранились лишь фундаменты и архитектурные фрагменты строения.

Колосс Родосский, построенный в начале III века до н. э. греками, пал в результате серии сильнейших подземных толчков где-то между 224-м и 225 годами до н. э.

Александрийский маяк, построенный в III веке до н.э. по ука­занию правящей династии Птолемеев, является вершиной инже­нерно-технической мысли того времени. Строение продержалось до 1480 года, обеспечивая надёжным освещением прибрежные воды. В XV веке маяк был частично разрушен землетрясением.

С чудесами света связывают античные эпосы и древние легенды. Каждое из них имеет свою тайну. Но одно можно сказать со всей уве­ренностью — это вечные памятники цивилизации из всех, которые удалось создать человечеству.

Каждая последующая ступень исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живо­пись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пуш­кина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библио­теках, в частных коллекциях — этих кладовых красоты, выраженной в искусстве.

Учёные выделяют следующие виды искусств.

  1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий со­бой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создаёт их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

  1. Живопись — вид искусства, произведения которого представ­ляют собой отображение жизни на определённой поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живописцем, называет­ся картиной. Картина может быть написана на дереве, бумаге, кар­тоне, шёлке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи раз­личают следующие жанры:

а)   портрет — изображение человека или группы людей, сущест­вующих или существовавших в действительности;

б)  натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

в)   пейзаж — изображение естественной или преобразованной человеком природы;

г)  бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д)  анималистический жанр — изображение животных;

е)   исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и жи­вопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графи­ку. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В из­вестной мере специфическим графическим жанром является кари­катура (сатирический рисунок, шарж).

  1. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объём и трёх­мерную форму, размещённую в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом на­зывают низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объёма. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объёма. Контррельеф представляет собой углублён­ный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и мону­ментальную. Станковая — это небольшая скульптура, предназначен­ная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульп­тура средних размеров, а монументальная — больших и огромных.

  1. Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами лю­дей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из де­рева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включённость в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.
  2. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились ещё тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

  1. Музыка — вид искусства, отражающий действительность в зву­ковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пе­ния, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.
  2. Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой.
  3. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной экс­центрики, конной езды, дрессировки животных.
  4. Балет — вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
  5. Кино — вид искусства, произведения которого создаются с по­мощью киносъёмки реальных, пециально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
  6. Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художест­венно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застыв­шем изображении существенный момент действительности.
  7. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения кото­рого представляют собой отдельные законченные номера.

Конечно, все произведения очень разные по своим жанрам, тема­тике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически и довольно условно различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определённым стилям. Назовём некоторые из них — романский, готический («застывшая музыка Европы», в пер. «варвар­ский»), барокко («странный, причудливый» с характерной для него пышностью и вычурностью), рококо (декоративность, изящность форм), классицизм (переоценка античного культурного наследия, ясность, гармония, чёткость, простота), сентиментализм (мечтатель­ность, меланхоличность, повышенная чувствительность), роман­тизм (вольность, индивидуализм, драматизм), реализм (стремление к наиболее точному отражению окружающего мира), модернизм (использование в начале XX века новых технологических решений и конструкций), постмодернизм, символизм (стремление к созданию символов, аллегорий), эклектика (смешение различных стилей). Ес­тественно, данный список далеко не исчерпывает всё многообразие исторического^выражения человека в произведениях искусства.

Классификация искусства

По свойствам:

  1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура).
  2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка).

По родам:

  1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика — основаны на пластике человеческого тела).
  2. Пространственные виды искусства, в которых художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве (ар­хитектура, скульптура, живопись, графика).
  3. Временные виды искусства — здесь художественный образ из­менчив, развивается в пространстве и времени (поэзия, музыка, драма, эстрада).
  4. Технические, или синтетические виды искусства, где образ создаётся при помощи технических средств, с использовани­ем возможностей, которые дают другие виды искусства (ви­деографические — телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн).

Через собственное творчество или творчество других людей че­ловек приобщается к прекрасному. Секрет красоты — секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что всё полезное — прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли най­дётся на Земле два человека, одинаково воспринимающих красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут противоположные мнения. Математик признаёт красивым всё сораз­мерное, чёткое, симметричное; философ — заставляющее задуматься; романтик — вызывающее фантазии и мечты; влюблённый юноша видит эталон в своей возлюбленной. В итоге определяющую роль иг­рает личность человека и её духовный мир, поэтому не следует искать общей для всех истины в этом споре.

Также произведения искусства вызывают в человеке чувство воз­вышенного. Под этим чувством в истории человечества понималось проявление величия сил природы, внутренняя красота человека, об­раз божественного, бесконечность и вечность мира. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовём трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужас­ное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Оно побуждает человека занять определённую позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей — современная идея, важная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придаёт искусству народность, которая проявляется в следующих основных моментах: отражение интересов народа, изображение существенных сторон действительности, понятность языка, воспитание творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости, предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало ещё один вид искус­ства, который трудно соотнести с вышеперечисленными — экранное, представляющее собой синтез компьютера с видеотехникой.

С первого дня осмысления феномена искусства в человеческом сообществе идёт спор о его соотношении с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят на это, что такие искусствен­ные меры только затягивают агонию перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда сто­ит помнить, что с очередным разрушенным памятником искусства от людей уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие из глу­бины веков памятники искусства.

Российское государство оказывает искусству государственную поддержку, гарантируя свободу творчества. В Конституции РФ в статье 44 провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

Предложения интернет-магазинов