Истина и её критерии. Заблуждение

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

В гносеологии (теории познания) при ответе на вопрос о возмож­ности достижения полного объективного знания о мире сформиро­валось три направления.

Агностицизм — философское направление, отрицающее возмож­ность познания мира. Его сторонники считали, что мышление спо­собно создавать только относительный, условный, символический, идеальный образ реального мира. Тем более что большинство инфор­мации о мире человек получает при помощи органов чувств, а они могут обманывать нас, предоставляя неверную информацию.

Пюстицизм — философское направление, сторонники которого уверены в познаваемости мира.

Скептицизм — философское направление, сомневающееся в воз­можности познания мира.

Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той её части, содер­жание которой от человека, субъекта познания не зависит, посколь­ку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой её черты, как конкретность.

Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от свя­зей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от усло­вий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание послед­него.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое су­ществует само по себе и не зависит от человека.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть оп­ровергнуто в процессе дальнейшего познания. Например, Земля вра­щается вокруг Солнца.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соот­ветствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места и времени и средств получения зна­ний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская или в форме шара, вытянутая или приплюс­нутая.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.

Критерии истины — то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения:

  • всеобщность и необходимость (Кант);
  • простота и ясность (Декарт);
  • логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов);
  • полезность и экономность;
  • истина — это «естина» — то, что есть на самом деле (Флорен­ский);
  • эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, кра­сота формулы, изящество доказательств).

Но универсальным критерием истинности является общественно- историческая практика, которая включает в себя:

^ материальное производство (труд, преобразование природы);

^ социальное действие (революции, реформы, войны и т. д.);

^ научный эксперимент.

Функции практики:

  • источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
  • цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
  • критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением);
  • основа познания (практика является движущей силой позна­ния, она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала до его конца).

Различают множество видов практики:

а)   общественно-производственная (промышленное и сельскохо­зяйственное производство; изготовление продуктов потребле­ния и средств производства);

б)   социально-политическая (создание государства, формирова­ние партий, реформы социальных структур и органов управ­ления, революционные движения, забастовки и т. п.);

в)   научно-экспериментаторская (социальный, физический, хи­мический, генетический и другие виды эксперимента);

г)   врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологиче­ская, терапевтическая и т.д.);

д)   семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строитель­ство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи и т.д.).

Эти формы практики являются основными, поскольку они охва­тывают самые важные сферы жизнедеятельности человека. Причём тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соот­ветствующую именно ему форму практики.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на её основе могут формироваться разного рода заблуждения.

Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-ли­бо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное.

С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию.

С другой стороны, оно может способствовать созданию проблем­ных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения дей­ствительности.

 

Предложения интернет-магазинов