Культура и общество

Существуют два понятия культуры:

а) в широком смысле: культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития;

б) в узком смысле: культура — только духовные ценности, созданные человечеством.

Культуру составляют ее элементы, или черты, которые бывают двух видов:

  • материальные, которые составляют матери­альную культуру (то, что создано руками челове­ка — дом, книга, украшение и т.д.);
  • нематериальные, составляющие духовную культуру (то, что создано мыслью человека — нор­мы, правила, ценность, идеи, обычаи и т.д.).

Процесс производства материальных благ является основой для духовной культуры и ее ис­точником. В каждом материальном произведении отражен определенный круг представлений людей и их коллективов. В истории духовной культуры материальные ценности изучаются как вещественные выражения духовного развития человека и общества на данном историческом этапе.

Одни элементы культуры существуют в одино­честве, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае мы имеем дело с культурным комплексом (совокупность культур­ных черт, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных). Так, примером культурного комплекса может служить школа. С нею связаны учителя, ученики, парты, учебники, форма, аттестат и т.п.

Совокупность всех культурных комплексов, при­сущих народу, называется культурным наследием. В масштабах всего человечества культурное наследие выражают культурные универсалии — нормы, цен­ности, традиции, которые присущи всем культурам (спорт, календарь, образование, этика, фольклор, гигиена, медицина и т.п.).

Культура условно делится на следующие сферы:

  • мировоззренческо-познавательную (религия, философия, наука);
  • художественно-эстетическую (все виды искусства, эстетические представления лю­дей);
  • социо-нормативную (право, политология, представления об экономике, морали, пове­дении в обществе).

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которой руководствуется большинство членов общества, называют доминирующей культу­рой, т.к. общество не однородно, а распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Она отличается от до­минирующей языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей. Однако субкультура не противостоит доминирующей, а является ее частью. Примеры субкультур: молодежная, профессиональная, кри­минальная и т.д.

Если субкультура не просто отличается от доми­нирующей, а противостоит ей, то имеет место контр­культура. Пример: террористическая деятельность в правовом государстве.

Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям:

  1. По вертикали, т.е. передача культурных ценнос­тей от одного поколения к другому. С этим направле­нием связано понятие «культурные традиции» — эле­менты культурного наследия, которые сохранялись в течение длительного времени. Примеры российских культурных традиций: празднование начала Нового года (и не один раз), обряд крещения и т.д.
  2. По горизонтали, наиболее ярко воплотилось в художественной культуре и выражается в насле­довании не отдельных компонентов (как в науке), а целого художественного произведения.

С этим направлением связано понятие «нова­торство» — приращение культурного богатства в процессе творчества.

Между культурами разных национальностей существуют различия, которые составляют источ­ник многообразия исторического процесса. Каждая национальная культура неповторима, однако идет процесс взаимодействия культур.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

  1. Понятия (концепты). Они содержатся глав­ным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.
  2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу — испортить ребенка»). В нашем языке име­ются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что Земля вращается вокруг Солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимо­связи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
  3. Ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравс­твенных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, худо­жественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
  1. Правила. Эти элементы (в том числе и нор­мы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, российская законодательная система включает мно­жество законов, запрещающих убивать, ранить дру­гих людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присво­ение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосно­вании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием норм или ожиданий и стандартов, реа­лизующихся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживающих факторов. Социальные поощрения (например, ува­жение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

Культура — это неотъемлемая часть челове­ческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запро­граммированное поведение.

Культурный уровень — показатель культур­ности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.

Предложения интернет-магазинов