Межличностные отношения и общение

В процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов соци­альных отношений являются межличностные отношения, т. е. отно­шения между отдельными индивидами по различным основаниям. Все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.

Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определёнными нормами — правовыми, корпоративными и др., они стандартизированы и обезличены. Неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особен­ностями их участников, их чувствами и предпочтениями. В офици­альных отношениях крайне ограничена возможность выбора парт­нёра по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Офи­циальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (дру­зья, сослуживцы), постоянными (родители и дети), причинно-след- ственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчинённый).

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Структура общения:

  1. Субъекты
  • реально существующие партнёры;
  • иллюзорные партнёры — им присваиваются несвойствен­ные для них качества субъекта общения (например, разго­вор с домашним животным);
  • воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с худо­жественным образом).

2. Цель — то, ради чего у человека возникла необходимость в меж­личностных отношениях:

  • передача и получение знаний;
  • согласование разумных действий людей;
  • организация совместной деятельности людей;
  • установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание — информация, передаваемая в процессе обще­ния: знания, опыт, умения, эмоции, чувства.

Средства общения — это способы передачи, переработки и рас­шифровки информации:

  • органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • устная речь;
  • письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • технические средства (радио, телевидение, компьютер).

Функции общения:

  • социализация (формирование и развитие межличностных от­ношений — главное условие формирования личности);
  • познавательная;
  • психологическая;
  • отождествление (выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»);
  • организационная.

Предложения интернет-магазинов