Мировые религии

Религия вместе с обществом шла от несовер­шенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма — к современным мировым религиям.

Фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым предписывались сверхъ­естественные свойства, способность помогать, исце­лять, предохранять от врагов. Фетишем может быть любой предмет.

Тотемизм — вера в существование сверхъес­тественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством.

Магия — совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воз­действия на людей, а также на предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем, с ис­пользованием разнообразных приемов: заклинаний, ритуальных плясок, молитв, ворожба и т.п.

Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные в предметах или существую­щие отдельно от них. Первобытный человек еще не отделял себя от природы и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам.

На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы.

Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государс­твенные религии, которые отражали социально- политические и другие отношения, сложившиеся в древних государствах. С укреплением государств многие народы переходили от многобожия к едино­божию. Как правило, единобожие характеризуется поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестественные силы — анге­лы, архангелы, демоны и пр.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые ре­лигии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий — равен­ство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и националь­ности — позволила относительно легко стать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обе­щают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.

Буддизм — одна из первых мировых религий. Возник в VI-V вв. до н. э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Достоверных источников об основателе буд­дизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали назы­вать Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма — Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.

По учению буддизма, все в мире является следс­твием бесконечного движения дхарм, духовно-мате­риальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодс^р.че всех желаний и страс­тей, разрыв в цепи перерождений, прекращение пере­воплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в виде хинаяны — на­иболее древней формы — и махаяны, получившей распространение за пределами Индии. Хинаяна — узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской жиз­ни, уход в монахи. Махаяна — большая колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.

Христианство возникло в I в. н. э. в восточной части Римской империи. Из небольших разрознен­ных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положе­ние сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство. Ветхий Завет яв­ляется священной книгой как для иудеев, так и для христиан. В 325 г. в городе Никее под председатель­ством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи.

Поскольку Римская империя в то время пред­ставляла собой сложный организм, стремящийся к децентрализации, то, соответственно, и христи­анство вынуждено было приспосабливаться к сло­жившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции. Следствием создавшихся усло­вий было появление первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В настоящее время автокефальных церквей пятнад­цать, что свидетельствует о том, что христианство не было единым монолитным течением.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Пра­вославной, и Западной, которая именуется Римско- католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве — протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англи­канство и др.

На Руси христианство введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Рус­ская православная церковь получает при Ярославе Мудром (ок. 978-1054), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051).

Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новго­родскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) — церковные области, возглавлявшиеся епис­копами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который на­значался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита в сане архиепископа выбирало вече.

После разорения Киева татаро-монголами ки­евский митрополит переехал на жительство в город Владимир. При Иване Калите церковный центр во главе с митрополитом Петром был перенесен в Москву.

В 1448 г. великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на собор епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский Иона с титулом «митрополит Московский и всея

Руси». С этого времени Русская православная цер­ковь обрела независимость от константинопольского патриарха.

В 1589 г. по инициативе царя Федора ИоаннОви- ча и с согласия константинопольского патриарха и восточных патриархов главе Русской православной церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Первым патриархом стал митрополит Московский Иова.

На протяжении тысячелетней истории в Русской православной церкви как в живом организме про­исходили различные изменения, связанные с потря­сениями в обществе. Так, Петр I в 1721 г. заменил единоличное управление патриарха. Был учрежден постоянный духовный собор — Духовная Коллегия, которая затем называлась Святейшим Синодом.

Поместный Собор Русской православной церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., совпал с революцион­ным процессом в России. Он восстановил патриар­шество. Патриархом был избран Тихон.

В настоящее время под юрисдикцией Русской православной церкви находятся епархии на терри­ториях государств бывшего СССР, в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира.

На территории России получила распростране­ние и третья мировая религия — ислам, возникший в Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекка и Медина. В Мекке находится древнее свя­тилище Кааба со святым «черным камнем», к ко­торому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5-2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме, и только после его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Поз­днее был создан сборник преданий — Сунна — о поступках и изречениях пророка. Основными на­правлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххаби­ты, кар-маты, бабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан шариат — свод мусульманского права. Мусульманский кален­дарь (календарь хиджры) основан на фазах Луны, поэтому на 10 (11) дней короче христианского.

Главный праздник мусульман — курбан-байрам (жертвоприношение). В России ислам получил распространение среди татар, башкир и народов Северного Кавказа.

Рассуждая о религии, следует сказать, что ее история свидетельствует о том, что всегда рядом с верующими жили люди, скептически относившиеся к религии, которых церковники в Средневековье прозвали атеистами (противниками Бога).

После 1917 г. в России Церковь была отделена от государства, и в обществе впервые за всю историю стала вестись активная пропаганда атеизма, которая впоследствии приняла форму атеистического воспи­тания населения. Это в значительной мере ослабило позиции Церкви в формировании религиозного ми­ровосприятия у части населения, дало возможность просвещения общества с позиций науки. Общество нацеливалось на познание законов функционирова­ния природы и его самого. Творцом своей судьбы провозглашался сам человек без упования на раз­личные сверхъестественные силы.

В наше время, особенно после 1991 г., в России усилилась пропаганда религии, религиозной истории средствами массовой информации. По всей стране восстанавливаются для функционирования молит­венные здания, строятся новые, регистрируется мно- жесгво новых религиозных образований всяческих вероисповеданий, вплоть до таких, которых тради­ционно в российской истории не существовало.

Всякую религию, которая на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни, необходимо рассматривать как сложное социальное образование. Однозначная оценка не дает полноты картины. Можно взять примеры из православия в России. Принятие его диктовалось социальной действительностью, язычество противи­лось объединению русских княжеств в единое госу­дарство. Также конкретно-исторически следует оце­нивать влияние на жизнь общества любой религии. Каждая из них оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей.

В настоящее время в России провозглашена сво­бода совести, право исповедовать любую религию или быть нерелигиозным человеком.

Предложения интернет-магазинов