Наука, ее функции и специфика

Важнейшим видом духовного производства явля­ется наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт.

Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстракт­но-логической форме понятий, категорий, законов и т.д.

Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному иде­альный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира.

В идеальном мирю науки реальность воспроиз­водится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых раз­нообразных условий — экономических, социальных, духовных.

Ее европейской родиной считается Древняя Греция. В родоначальники науки древние греки по­пали вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний, изобретений или технических решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). Учеными в подлин­ном смысле этого слова их сделал необыкновенный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию.

Древнегреческие мудрецы прославились тем, что открыли в привычном мире принципиально новый класс объектов анализа, а именно: класс абстрак­ций, понятий, суждений, законов мышления и т.д. Оказалось, что эта идеальная реальность в своем существовании и движении подчиняется каким-то особым правилам или законам, не совпадающим с привычным ходом вещей. Тому, что за обычными, чувственно воспринимаемыми вещами скрывается что-то совсем иное, древние греки не удивлялись. Они привыкли, что гром не гремит без Зевса, а море не волнуется без Посейдона. А вот то, что этот второй, чувственно недоступный мир строго логи­чен, упорядочен, закономерен и даже открывается людям в спокойном размышлении мудреца, — это было ново и необычно. Удивительным было и то, что различные операции с идеальными объектами (понятиями, числами и прочими абстракциями) оказались куда более плодотворными и значимыми даже и в практическом отношении, чем те же самые манипуляции с их материальными прототипами.

Вопросы бытия этого идеального мира, меры его самостоятельности до сих пор служат предметом философских дискуссий. Но именно это послужило основанием формирования особой сферы человечес­кой деятельности — науки.

Наука, таким образом, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущнос­ти своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринять весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида.

Предложения интернет-магазинов