Ненаучное познание

Наряду с научным существуют и другие спосо­бы познания природы и общества. Одним из них является миф (самый ранний способ понимания ок­ружающей действительности). Мифы не объясняют что-либо, устанавливая причинно-следственные связи, а повествуют об окружающем мире, правилах и ценностях, принятых в обществе.

В мифах описывается творение мира (превраще­ние хаоса в космос, появление трех миров: подзем­ного, земного, небесного и т.д.), создается пояснение процесса смены времен года (в египетской мифологи­ческой системе это миф о смерти и возрождении бога Осириса, убитого коварным и завистливым братом Сетом и оживленного женой Исидой), повествовуется о гибели космоса (эсхатологические мифы) и т.д. Существуют мифы, рассказывающие о рождении, инициации, браке и других, событиях жизни героев, которые были образцами для реальных людей. Были мифы, повествующие о жизни реальных людей (ком­плекс мифов о Троянской войне).

Мифы, потерявшие религиозную окраску, стано­вились сказками. Мифологическое происхождение имеет и героический эпос, представителями которого являются небезызвестные «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Мифы, сказки, эпос служили способом сохра­нения жизненного опыта народа и передачи его от поколения к поколению.

Но не только через мифологическую систему люди получали полезные для своей жизнедеятельнос­ти знания. Происходило это и в повседневной жизни, когда человек методом проб и ошибок постигал свойства предметов и способы их использования (практические знания). Передача полезной инфор­мации осуществлялась через совместную трудовую деятельность представителей старшего и младшего поколений.

Практическое знание не нуждается, как научное, в теоретическом обосновании (любой человек может включить свет и при этом не знать физику). Однако люди, достигая практического знания, не забывали о нем, а фиксировали. Подобные знания, собранные воедино, составляют основу народной мудрости, которая и сейчас присутствует в нашей жизни в виде пословиц, поговорок, загадок (изначально они были связаны с практической деятельностью, а сейчас порой имеют переносный смысл).

Народная мудрость — сумма правил поведения для разных случаев и жизненных ситуаций, но в силу того, что в ней отражено отношение разных людей к одному и тому же предмету (явлению, поступку), то и правила эти зачастую противоречивы.

Здравый смысл — стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающий мир и самих себя, которые возникают на основе опыта и являются ос­нованием для практической деятельности ц морали. Здравый смысл советует, что не стоит делать того, что может повредить тебе или другим людям. Он стремится к ясности и однозначности. Но здравый смысл не является абсолютной истиной, т.к. включа­ет в себя заблуждения и предубеждения людей.

Наряду со здравым смыслом существуют так называемые паранауки, содержащие туманные и загадочные сведения, понять которые подчас очень сложно. Люди, занимающиеся паранауками, не стре­мятся объяснять явления конкретно и умалчивают о фактах, которые не соответствуют их методам. Примерами паранаук и их использования являются спиритические сеансы, исцеления слепых или парали­зованных с привлечением большого количества людей и телевидения и т.д.

К ненаучному познанию относится искусство, в котором выражается эстетическое отношение человека к действительности, и оно эмоционально окрашено. Искусство создает свою гипотезу о мире и его составляющих через художественный образ, что требует от человека, воспринимающего произ­ведения искусства, готовности воспринимать мир таким способом.

Предложения интернет-магазинов