Нравственная оценка личности

Существует два похода к пониманию морали и нравственности:

1) эти понятия синонимичны и означают нор­мативно-оценочную ориентированность индивида, общность в поведении и духовной жизни, самовос­приятии и взаимовосприятии людей;

2) это разные понятия: мораль — нормы сознания; нравственность — реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей.

Учением о нравственности (морали) является этика, которая рассматривает ее сущность, пробле­мы морального выбора, нравственной ответствен­ности человека.

Нравственная (моральная) оценка — одобрение или осуждение деятельности человека с точки зрения тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, группы, отдельных людей. Имеет место и самооценка, которая выражается в таких понятиях, как гордость, совесть, стыд и т.д.

Нравственным в деятельности человека является добро, а безнравственным — зло. Нравственная оценка зависит от конкретных условий, в которых проходит деятельность человека. Например, в XVIII в. в России считалось безнравственным не за­щитить свою честь, отказавшись от дуэли. Сейчас это явление оценивается по-иному. Но это не означает, что изменились все моральные оценки, что-то всегда остается неизменным.

Моральные оценки у разных народов, социаль­ных групп и людей разнятся, но непреходящи обще­человеческие нравственные ценности и оценки, т.е. то, что приветствовалось (честность, великодушие, доброта, трудолюбие, верность, милосердие и т.д.) или осуждалось (жадность, трусость, жестокость, зависть, обман и т.п.) всегда.

Примеры общечеловеческих моральных требо­ваний: не убивать, не воровать, говорить правду, помогать другим людям и т.д.

Чувство ответственности человека за свою де­ятельность проявляется особенно ярко именно тогда, когда перед личностью стоит вопрос о моральном выборе тех или иных решений. В своей деятельнос­ти необходимо считаться с существованием других людей, других наций, классов, социальных групп, чтобы не навредить им.

Таким образом, деятельность человека должна соотноситься с моральными нормами, правами чело­века, а конфликты необходимо решать при помощи переговоров, дискуссий, взаимных уступок.

Моральные качества не заложены в человеке от рождения, а формируются в течение жизни, основы­ваясь на семейных примерах, в процессе общения с другими людьми, обучения и воспитания в школе и т.д. Нравственные качества личность должна вы­работать самостоятельно, путем самовоспитания, самосовершенствования.

Предложения интернет-магазинов