Особенности познания средствами искусства

При помощи искусства происходит образное освоение мира. С помощью художественного образа искусство создаёт своего рода гипотезу окружающего мира или его части.

Образ — это отражение действительности, обладающее опреде­лёнными свойствами реально существующего предмета, преломлён­ное через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя). Например, историческая личность — Пётр I и его образы, созданные художником Н. Ге в картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея», и кинорежиссёром Ильёй Гуриным в фильме «Россия молодая».

В различные исторические периоды создание образов в искусстве регламентировалось канонами.

Канон — свод прикладных правил создания образа. Характери­зуется особенностями мировоззрения эпохи. Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональ­ность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами.

Идеал красоты женщины в различные эпохи

Образ помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять её. Для познания посредством искусства со сто­роны зрителя необходимы фантазия, воображение, интуиция.

Например, знаменитое полотно Кази­мира Малевича «Чёрный квадрат». 100 лет прошло с момента написания картины, а споры и бурные дискуссии не прекраща­ются: в чём истинный смысл и ценность «Чёрного квадрата»? Сколько людей, столько и мнений.

  1. «Чёрный квадрат» — это тёмный пря­моугольник.

Следует отметить, что «Чёрный квад­рат» вовсе не чёрный и совсем не квад­ратный: ни одна из сторон четырёхуголь­ника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Счита­ется, что это была не небрежность автора, а принципиальная пози­ция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

  1. «Чёрный квадрат» — это неудавшаяся картина.

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петер­бурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча зама­зал её, нарисовав чёрный квадрат. В этот момент в мастерскую зашёл один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Ни­какой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако учёные, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесён непоправимый ущерб и всячески препятствова­ли дальнейшим экспертизам.

  1. «Чёрный квадрат» — это разноцветный куб.

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, и, если выйти за рамки тра­диционного восприятия, за пределы видимого, можно разглядеть не чёрный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, по­верхностный взгляд выглядит плоским и чёрно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всем разноцветий, его жизнь кардинально изменится.

  1. «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве.

На момент написания картины в России кубизм достиг своего апогея. Одним из новых направлений стал супрематизм Малевича — доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свой­ствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества». Позднее были созданы ещё два супрематических квадрата — красный и белый.

  1. «Чёрный квадрат» — это пример гениального пиара.

Казимир Малевич выразил суть будущего современного искус­ства: неважно что, главное как подать и продать. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

  1. «Чёрный квадрат» — это политический ход.

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Чёрный квадрат — это декла­рация конца традиционного искусства и к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Большевик от куль­туры, Малевич пошёл навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почётные должности и успеш­но дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМ ПРОСА.

  1. «Чёрный квадрат» — это отказ от содержания.

Картина знаменовала отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспек­тива», «динамическое напряжение».

  1. «Чёрный квадрат» — это вызов религии.

Картина была впервые представлена на футуристической выстав­ке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристи­анский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».

  1. «Чёрный квадрат» — это кризис идей в искусстве.

«Чёрный квадрат» — это тотальная пустота, чёрная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое вре­мя говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

  1. «Чёрный квадрат» — это шарлатанство.

Шарлатаны успешно обманывают публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это ерунда, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно при­писывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чём великий смысл «Чёрного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Предложения интернет-магазинов