Особенности социального познания

Изучение общества — социальное познание — серьёзно отлича­ется от естественно-научного познания.

Оно обладает рядом специфических черт.

Во-первых, общество является не только объектом изучения, но и субъектом познавательного процесса. Оно, в лице различных исследователей и учёных, изучает самого себя. Действительно, каж­дый историк, экономист, социолог является членом общества, то есть его частью. Другое дело — в естественных науках. Биолог имеет дело с объектами природы: животными, растениями, живыми организ­мами. Они существуют независимо от исследователя, объективно. Поэтому учёный может наблюдать их со стороны, фиксировать их разные свойства, признаки, факты жизнедеятельности.

Учёный, изучающий общество, например, социолог, имеет дело с сознательной деятельностью людей, результатом которой являет­ся преобразование окружающего мира, материальные и духовные ценности, необходимые для удовлетворения потребностей обще­ства. Люди могут под влиянием различных факторов (как объектив­ных — например, общего снижения уровня благосостояния боль­шинства населения в связи с развитием экономического кризиса, так и субъективных — например, личный успех в профессиональной деятельности, в бизнесе) изменить свои взгляды, своё отношение к тем или иным социальным явлениям, фактам и событиям общест­венной жизни. Кроме того, каждый человек — это целый мир мыс­лей, чувств, поступков, интересов, целей, поэтому имеет свою точку зрения при ответе на важнейшие социальные вопросы. Всё это пред­полагает невозможность достичь 100%-го гарантированного знания о подлинном мнении людей по конкретной проблеме социальной действительности. Нужно всегда помнить о возможной погрешности.

Учёный-физик или химик может повторять свои эксперименты •до тех пор, пока окончательно не убедится в правильности получен­ных им результатов. Обществовед такой возможностью не облада­ет, так как все события, происходящие в обществе, бывают лишь однажды: изменяются люди, условия их жизни, настроения, отно­шения. Учёный-естественник может получить объективные знания об изучаемом объекте при помощи различных технических средств и приспособлений: микроскопа, весов, лазера. Раскрытие тайн при­роды во многом зависит от него самого. Проводя социологический опрос, социолог не может быть полностью уверен в том, что люди на его вопросы отвечают искренне. Сколько людей, столько и мне­ний, причём они подвержены изменениям. Историк изучает прошлое общества по историческим источникам, которые также создаются людьми и могут субъективно отражать исторические события, а по­рой и сознательно искажать действительность в угоду действующему политическому режиму для оправдания собственных действий или бездействий. Кроме того, количество исторических источников и их доступность также могут повлиять на результат исторического иссле­дования. Важные исторические источники могут погибнуть в огне пожара, наводнения, в ходе военных или террористических действий и навсегда унести с собой тайну эпохи, события, исторической лич­ности.

Во-вторых, отношения между людьми, складывающиеся в со­вместной деятельности, характеризуются сложностью и непредска­зуемостью по сравнению с природными процессами и явлениями. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Так, в за­висимости от сферы общества, в которой они возникают и развива­ются, принято выделять экономические, политические, социальные и духовных отношения. Но эта классификация является условной. Все перечисленные виды общественных отношений тесно связаны друг с другом, поэтому и изучать их необходимо в системе, учиты­вая их взаимовлияние и взаимозависимость. Так, социальная сфера жизни общества включает в себя такие основополагающие в обще­стве социальные институты, как семья, образование, учреждения здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения. Но они не могут существовать изолированно от других общественных отношений. Например, важнейший институт политической сферы — государство — определяет основные направления социальной поли­тики в стране, реализует программу поддержки семьи, осуществляет защиту материнства и детства. Государство и общество в целом яв­ляются главными заказчиками, определяющими в государственных образовательных стандартах объём содержания общего и профессио­нального образования, а также основные требования к уровню подго­товки выпускников, в соответствии с которыми граждане РФ реали- зовывают свое право на получение образования. Для осуществления активной социальной политики необходимы большие средства. Они зарабатываются в результате экономической деятельности, вклю­чающей в себя производство, распределение, обмен и потребление. Собирая налоги с доходов и собственности граждан и юридических лиц, государство формирует доходную часть бюджета, средства ко­торой позволяют финансировать производство общественных благ, реализовывать значимые социальные проекты «Материнский капи­тал», «Здоровье нации», «Жильё молодой семье», «Жильё военно­служащим», развивать образование, здравоохранение, поддерживать малообеспеченные слои населения, людей, попавших в тяжёлую жиз­ненную ситуацию и т.д. Традиционные духовные ценности: семья, гуманизм, патриотизм — являются скрепами общества. Они обеспе­чивают устойчивость семейных отношений, уважительное отношение к представителям старшего поколения, бережное отношение к про­изведениям искусства, нашему духовному наследию. Мы не раз заме­чали, что кризисные моменты, катаклизмы, происходящие в одной из сфер общества, обязательно отражаются на функционировании других подсистем общества. Об этом учёный-гуманитарий не должен забывать.

В-третьих, социальное отражение общества имеет не только непосредственный, но и опосредованный характер. Одни явления отражаются непосредственно, а другие — опосредованно. Так, эконо­мика изучает деятельность экономических субъектов, условия разви­тия бизнеса, уровень конкуренции непосредственно, фиксируя своё внимание только на экономической сфере общества. Философия, ис­кусство и художественная литература опосредованно отражают эко­номическую жизнь, так как экономика не является для них объектом исследования. В творчестве многих русских писателей — А. С. Пуш­кина, Н. Островского, А. П. Чехова, М. А. Шолохова — отражены са­мые различные стороны жизни людей.

При этом звеньями, связывающими общественные отношения во всём их многообразии, являются духовные ценности, представ­ляющие разнообразные формы знаний об обществе. Они передаются из поколения в поколение. Это труды выдающихся философов, учё­ных, общественных деятелей. Изучая труды античных философов Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Цицерона, мы создаём своё собственное представление не только о государственном устройстве и общественной жизни в Древней Греции и Риме, но и по-новому смотрим на происходящее в современном нам обществе.

В-четвёртых, люди не живут изолированно друг от друга. Они объединяются (в соответствии со своими интересами, взглядами на жизнь) в различные группы, относятся к разнообразным общ­ностям (этническим, территориальным, религиозным, демографи­ческим, а также к сословиям и классам). Они воспитываются в раз­ных семьях. Поэтому у них формируется не только индивидуальное, но и групповое — сословное, классовое, кастовое сознание. При ис­следовании общества надо учитывать интересы больших и малых групп людей, их социальное положение, их социальную роль.

В-пятых, общество изменяется и развивается быстрее, чем при­рода. Поэтому гуманитарные знания быстрее устаревают, чем естест­венно-научные. Чтобы знания были актуальными и соответствовали действительности, их необходимо постоянно обновлять и обогащать новым содержанием.

В-шестых, социальное познание непосредственно связано с прак­тической деятельностью людей. Результаты социально-гуманитарных научных исследований широко используются в различных сферах общественной жизни: для построения сложных социальных объек­тов, для предупреждения и конструктивного разрешения социальных конфликтов, для повышения эффективности работы государствен­ного аппарата, развития институтов демократии и формирования правового государства, для организации успешного бизнеса и обеспе­чения экономической безопасности страны. Круг применения гума­нитарных знаний необычайно широк. Учёные, работающие в области фундаментальных естественных или точных наук, например, физики, математики, могут длительное время заниматься абстрактными фор­мулами и теориями, которые не связаны с жизнью людей непосред­ственно. Результаты их работы, возможно, в будущем будут использо­ваны для решения практических задач, стоящих перед людьми, но это произойдёт через определённый временной промежуток. До этого результат познания представлен в виде математических абстрак­ций. Социальные науки: социология, юриспруденция, политология, экономика — имеют непосредственно практическое значение. Они обслуживают общество, предлагают различные модели и схемы его усовершенствования. Философия формирует мировоззрение — си­стему взглядов человека на мир и своё место в нём, помогает ори­ентироваться в обществе, усвоить важнейшие духовные ценности, сохранить их и передать будущим поколениям. Философские знания способствуют становлению личности, её способности определять для себя различные цели и смысл жизни, по сути, сохранять в себе человека, преодолевать трудности и обрести своё место в обществе.

Предложения интернет-магазинов