Потребности и способности человека

Движущей силой деятельности человека является стремление удовлетворить потребности в чём-либо.

Потребность — это нужда или недостаток в чём-либо, необходи­мом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).

Американский психолог А. Маслоу, изучая потребности людей, сделал вывод, что человеку свойственна иерархия основных потреб­ностей. Маслоу выделял первичные (врождённые) потребности и вто­ричные (приобретённые). К первичным потребностям он относил:

а)  физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б)  экзистенциальные (потребности в безопасности своего сущест­вования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т.д.).

Маслоу отмечал, что первичные потребности свойственны как человеку, так и другим живым существам.

Вторичные потребности характерны только для человека и вклю­чают в себя:

а)   социальные (потребности в социальных связях, общении, уча­стии в совместной с другими людьми деятельности);

б)   престижные (потребности в самоуважении, уважении со сторо­ны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

в)  духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу,  насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует отметить, что человек — это феномен, существо уникаль­ное. Он обладает важным свойством — может ранжировать потреб­ности по степени их важности лично для себя. Так, из истории нашей страны мы знаем множество примеров самопожертвования в защиту Отечества, спасения товарищей. Нас восхищает подвиг жителей бло­кадного Ленинграда, умирающих от голода, холода, но сохранивших бесценные музейные экспонаты для будущих потомков.

Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потреб­ностей (например, в курении сигарет, в употреблении алкоголя, в по­купке ненужных вещей) ведёт к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребно­сти побуждают человека к активной, общественно полезной деятель­ности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы людей.

Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность.

В основе интереса лежит понимание необходимости каких-ли- бо действий для достижения осознаваемой цели, т.е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосред­ственный предмет потребности, а на те общественные условия, ко­торые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от поло­жения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным ви­дам деятельности.

Интересы различаются:

  • по степени общности (индивидуальные, групповые, общест­венные);
  • по сфере направленности (экономические, политические, со­циальные, духовные);
  • по степени осознанности (действующие стихийно или на ос­нове разработанной программы деятельности);
  • по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Успешность человеческой деятельности зависит от наличия у ин­дивида определённых способностей.

Способности — индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённых видов деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, уме­ниям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и проч­ности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.

Степень развития способностей зависит от многих факторов:

  • от задатков, определённых наследственной программой ДНК;
  • от личностных качеств человека: его трудолюбия, целеустрем­ленности;
  • от условий жизни человека (наличия поддержки со стороны близких, материальной возможности заниматься развитием своих способностей и т. д.).

Так, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систе­матическое музыкальное образование, постоянная практика и т.д.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от ка­кой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Дефицит одних способностей может быть компенсирован за счёт развития других. Например, люди со слабым зрением обладают, как правило, повышенным вниманием или острым слухом, что в значительной степени помогает им адаптироваться к жизни.

Все человеческие способности можно классифицировать на:

  1. Природные способности — связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух).
  2. Общие интеллектуальные способности (развитая память, вооб­ражение, логическое мышление).
  3. Специальные способности — определяют успех человека в спе­цифических видах деятельности (математические, музыкаль­ные, спортивные).

Каждый человек обладает определёнными способностями, но для того чтобы выявить наличие тех или иных, нужно попробовать свои силы в различных видах деятельности.

По уровню развития способностей различают людей: способных (психологи считают, что абсолютно неспособных людей нет), с вы­дающимися способностями, талантливых и гениальных.

Талантом называют такую совокупность способностей, которая позво­ляет получить продукт деятельности, отличающийся высоким совер­шенством и общественной значимостью.

Гениальность.— высшая ступень развития таланта, позволяющая осу­ществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

В древнеримской мифологии гений — это дух, который рождался вместе с человеком, руководил его действиями, внушал оригинальные идеи и покровительствовал ему в творчестве. Таким образом, подчёр­кивалось, что вдохновение и истоки творчества гения имеют неземное, божественное происхождение. В настоящее время гениями считают людей, обладающих необыкновенным творческим потенциалом, спо­собных к уникальным качественно новым открытиям и творениям.

И. Кант так охарактеризовал гениальность:

  • гениальность — это способность создать то, чего нет в приро­де, чему нельзя научиться, то есть главный признак творения гения — оригинальность;
  • произведения гения должны быть образцовыми, а не бессмыс­ленными, хоть и оригинальными;
  • гений не может объяснить, как он создаёт свои произведения, его творчество во многом носит бессознательный характер, он творит не по заученным правилам, а по наитию, «озарению свыше», внушению самой природы.

Способности определяют жизнь человека — его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, фи­зическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Предложения интернет-магазинов