Происхождение государства. Теории происхождения государства

И в прошлом, и в настоящем учёные пытались объяснить при­чины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство.

Из всех существующих сегодня теорий происхождения государ­ства самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным её представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство, как и всё земное, имеет божественное проис­хождение. С помощью государства Бог управляет миром. Его актив­ность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами яв­ляются лишь слугами церкви.

Теологическая теория утвердилась и в юридической науке многих мусульманских стран.

Родоначальником патриархальной теории возникновения государ­ства является греческий философ Аристотель. Суть патриархальной теории состоит в том, что государство является продуктом естествен­ного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род — в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответствен­но власть главы семьи — отца (патриарха) — превращается во власть главы государства, власть монархическую, которой следует подчи­няться как отеческой.

Авторами договорной теории происхождения государства принято считать голландского философа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских учёных Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России её основные положения разделял А. Н. Радищев. Соглас­но их взглядам, государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство. Общественный до­говор представлял собой не конкретный документ, а определённое состояние общества. В случае нарушения его условий одной из сто­рон другая имела право на ответные действия: монарх — на наказание виновного, а народ — на восстание против деспота.

Теория насилия утверждает, что государство — это результат за­воевания. Немецкий марксист К. Каутский и австрийский учёный Л. Гумплович утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обще­ству извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покорёнными.

Представителями психологической теории происхождения государ­ства являются французский учёный Г. Тард и русский юрист Л. И. Пет- ражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возник­новения государства коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потреб­ность повелевать слабыми, у других — подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определённых моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

Суть ирригационной теории происхождения государства, которую сформулировал немецкий учёный К. Витфогель, состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоян­ном осуществлении крупномасштабных работ по созданию ороси­тельных каналов и ирригационных сооружений (Междуречье, Еги­пет, Китай). Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только государство.

Основоположником расовой теории можно считать французского учёного Ж. А. де Гобино. Большой вклад в её разработку внёс и немец­кий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относят­ся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые — «недоче­ловеки» (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Однако современная биологическая наука не видит ни­какой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политиче с кий характер.

Создателем органической теории происхождения государства яв­ляется английский учёный Г. Спенсер. Её появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спенсера, общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с за­кономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государ­ство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое су­щество. Все части этого существа специализируются на выполнении определённых функций, например деятельность правительства ана логична функциям человеческого мозга и т. п.

Создателями классовой теории происхождения государства, дол­гое время господствовавшей в отечественной исторической и юри­дической науках, являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная её идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Произ­водительные силы на определённом этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономи­ческих условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определённые излишки. Приба­вочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определённые материальные ценно­сти, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на иму­щих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя труд дру­гих людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточённая борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упро­чить своё положение, а эксплуатируемый — изменить своё. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противоречия. Необхо­дима была иная организация власти, которая смогла бы:

  1. сохранить и поддержать господство одного класса над другим;
  2. обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма.

Такой организацией и стало обособленное от общества и обладав­шее мощной силой государство.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол общества на классы был ведущим государственно-об­разующим фактором лишь в Европе.

В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства — экономическая. Её сторонники пола­гают, что государство сформировалось в процессе перехода обще­ства от присваивающей экономики к производящей. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые формы их существования: оседлость, производство, обмен.

Усложнилась организация первобытного общества: из представи­телей богатых и знатных семей сформировался особый слой людей, основным занятием которых стало управление. Эти люди составили специальный аппарат, который для решения важнейших задач в не­обходимых случаях стал использовать принуждение. Власть приоб­рела политический характер и начала передаваться по наследству либо покупаться за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство.

Несмотря на различие в объяснении причин возникновения госу­дарства, и марксистская, и экономическая концепции сходятся в том, что государственная власть вырастает из власти родоплеменного строя в исторический период, когда отношения общественного про­изводства и воспроизводства человека начинают нуждаться в опреде­лённом упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обществу содержать специальный аппарат людей, осуществляющих данную функцию.

Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток — ограниченность. Каждая из рас­смотренных концепций представляет собой субъективный взгляд ее авторов на объективный процесс развития общества, выделяя в ка­честве причины возникновения государства какой-то один фактор. Современные же подходы к этой проблеме основываются на том, что весьма трудно, если вообще возможно, выделить фактор, определяю­щий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех на­родов. В современной науке существует определённое согласие в ха­рактеристике предпосылок образования государства, среди которых вьщеляют экономические (неолитическая революция, производство прибавочного продукта), экологические (необходимость ирригаци­онного земледелия), демографические (рост численности населения и усложнение социальной структуры), психологические (образ жизни различных наций) и внешние (угрозы обществу, исходящие извне, а также опыт развития других стран) факторы.

Предложения интернет-магазинов